Юэнь Вупин о работе с Киану Ривзом и Джеки Чаном

На 10-м кинофестивале в Париже в рамках спецпрограммы под названием "В центре внимания - Гонконг" была вручена награда выдающемуся постановщику боевых сцен гонконгской киноиндустрии Юэнь Вупину за его вклад в один из наиболее известнейших территориальных жанров. Программа, созданная в сотрудничестве с руководством международного кинофестиваля в Гонконге, открылась 29-го июня, и там демонстрировались драгоценные жемчужины гонконгского кинематографа, даты выхода которых охватывают более чем полвека.

Юэнь принял участие в торжествах парижского кинофестиваля, представив плоды своих недюжинных достижений в виде нескольких фильмов с кунг-фу, снятых им за три десятилетия, и 4-го июля провёл мастер-класс. В программе были представлены такие картины, как «Пьяный Мастер» (1978), который прославил Джеки Чана и превратил его из безликого, но работящего, каскадёра в звезду кино, «Железная Обезьяна» (1993), в котором режиссёр снова объединился со своим бывшим протеже Донни Йеном, и «Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон» (2000) Ан Ли с Чоу Юньфатом в главной роли, описываемый Юэнем как фильм с «романтизированным, привлекательным в эстетическом плане стилем кунг-фу», оказавшим в последующее десятилетие непосредственное влияние на экранные бои в китайскоязычном кино.


«В эпоху «Пьяного мастера» все экранные бои происходили по-настоящему: актёры били друг друга в контакт, это было действительно больно»

- рассказывал Юэнь изданию «The Hollywood Reporter».

«Травмы тоже случались. Но это было во времена, когда большинство актёров и каскадёров на самом деле разбирались в боевых искусствах. В то же время мне, как режиссёру и постановщику, это давало максимум свободы в разработке боевых сцен. Если у меня появлялась какая-то новая идея, я мог просто взять актёра, и вместе с ним обсудить, способен ли он физически выполнить задуманные мной элементы или нет, бывало, он делился со мной своими мыслями».

«Раньше хореография был более гибкой и спонтанной»

- добавил 67-летний мастер, чьё прозвище – «Ба Е» (baat ye), в переводе – «Восьмой дед». В оригинале роль нищего Су, мастера Цзю Цюань (Пьяный кулак), сыграл отец Юэня, Саймон Юэнь (настоящее имя - Юэнь Сю-тинь), известный в истории китайско-говорящего кино как первый постановщик боевых сцен. Сын пошёл по стопам отца ещё с малых лет, посвящая всё своё время изучению боевых искусств и пекинской опере.

На протяжении более чем тридцати лет Юэнь был свидетелем того, как бои в гонконгских фильмах постепенно меняли свой реалистичной стиль на тот, в котором упор сделан на красоту движений.

«Сейчас в боях без приукрашивания не обойтись»

- говорил хореограф, заслуживший не одну награду,

«а весь процесс сведения боя воедино проводится гораздо тщательней и с большим вниманием к мелочам».

Помимо изменений во вкусах в боевом кинематографе, Юэнь также наблюдал за взлётами и падениями режиссёров гонконгских боевиков, начиная с простых каскадёров и заканчивая известнейшими личностями.

«Современные герои боевиков моложе не становятся, это касается и каскадёров. Сейчас трудно найти новых Джеки Чанов или Джетов Ли, даже Донни Йен уже не молод. Благодаря своей работе он, наконец, добился заслуженного успеха»

«Члены гонконгских команд каскадёров тоже становятся староватыми для боевиков с их физическими нагрузками. Если гонконгская молодёжь в большинстве своём гораздо избалованнее, чем во времена, когда я был ребёнком, то кто же тогда будет тренироваться так, как это делали мы? В сущности, мы научились дисциплине, каждый день получая взбучку от рук нашего мастера-наставника. Поэтому сейчас, в основном, я работаю с людьми с материка»

Благодаря своему новаторскому подходу к хореографии и боям Юэнь Вупин, в конечном итоге, получил работу в Голливуде, где для трилогии «Матрица» братьев Вачовски и впоследствии для двух частей «Убить Билла» Квентина Тарантино разработал захватывающие сцены поединков, сочетавшие в себе приёмы рукопашного боя и спецэффекты.

«Настало время, когда при помощи визуальных эффектов мы можем создавать самые невероятные поединки»

, - говорит Юэнь, который готов принять новые предложения из Голливуда, но предпочитает работать у себя на родине, поскольку ему мешает языковой барьер. Несмотря на это, мастер, чья фильмография полна фильмов с тематикой Тайцзы, включая «Пьяный Тайцзы» (1984) и «Мастер Тайцзы» (1993), занимается хореографией в боевике «Man of Tai Chi» – режиссёрским дебюте Киану Ривза, которого Юэнь впервые встретил на съёмках «Матрицы» и был восхищён его прилежностью:

«Нам пришлось обучать его, начиная с самых азов, но Киану был очень трудолюбив и приложил немало усилий»

Относительно боевых сцен с использованием Тайцзы из нового фильма, где Ривз, ко всему прочему, сыграет одного из героев, Юэнь Вупин сказал, что актёр-режиссёр фильма полон идей, и в конечном счёте получится смесь из разных стилей боевых искусств, которую раньше никто и никогда на экране не видел.

10-й парижский кинофестиваль проходил с 29-го июня по 10-е июля.

Автор: Карен Чу
Источник: hollywoodreporter.com
Перевод: DoD Favorit | EvilDollaR

6 комментариев

    Author’s gravatar

    Все умирает, умерли боевики 90-х, раньше существовашие мастера теперь только становятся персонажами на экране. Всюду деньги и таких уже мастеров не будет которое единобоствам посвятли всю жизнь.

    Author’s gravatar

    Сейчас не помешало бы многим «новоявленным звёздам попсового происхождения» устроить хорошую трёпку за то, что попривыкали к тросам и компьютерной графике (прошу не путать с визуальными эффектами).

    Ага....но только один из основных и ярких продвигателей этой привычки стал кто? Правильно....сам Вупин

    Author’s gravatar

    Верно подметил про Донни, жаль что в 90-ых ему не дали больше возможностей.
    А насчет нового поколения, так его нет и никто не придет из Китая на смену старому поколению. Еще 3-5 лет и старикам тоже пора будет на пенсию, вон Джеки снимает свой последнии полноценный экшен. А вместе с ними исчезнет и сам кинематограф Китая. Единственные на кого осталось надежда это Тайцы, Индонезийцы и все вокруг кто заболел эпидемией Онг Бака. На них вся надежда и сохранение настоящего жанра боевых искусств.

      Author’s gravatar

      А он в чём-то прав. Сейчас не помешало бы многим "новоявленным звёздам попсового происхождения" устроить хорошую трёпку за то, что попривыкали к тросам и компьютерной графике (прошу не путать с визуальными эффектами). А потом еще жалуются: "Ой, как тяжело..." Надо микрофон менять на нунчаки! Или вмонтировать в них микрофоны, а потом можно будет тренироваться и петь одновременно. %)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НЕ ХОТИТЕ ПРОПУСКАТЬ НОВОСТИ?
Подпишитесь на рассылку, и получайте уведомления о новых публикациях на сайте. Это бесплатно ;)