Впервые я посмотрел этот фильм за несколько лет до написания данной рецензии. С Гонконгом уже был знаком, но поверхностно. Ни Джон Ву, ни Кори Юэнь, ни Саммо Хун, ни другие знаковые режиссёры ещё не были прочёсаны от корки до корки, а уж о Ринго Ламе так вообще ничего не слышал. Я просто искал фильм с Джерри Тримблом в главной роли, который тоже называется "Полный контакт", и случайно вместо американского файтинга включил гонконгский универсал .
Надо сказать, я заценил нетривиальность картины. Нескладный Чоу Юнь Фат хоть и выглядел неуклюже в сравнении с уже знакомыми мне азиатскими экшн-героями, зато сверкал недюжинной харизмой. Экшн не был похож ни на западную топорность, ни на восточную вычурность. Но больше всего запомнилась атмосфера, какую я ранее нигде не встречал. Половина эпизодов разворачивается на фоне полумрака. Спустя годы выяснилось, что Ринго скомпилировал стиль съёмки Вона Кар Вая. Говорят, Вон Кар Вай и сам позаимствовал технологию у старшего товарища Патрика Тама. Но в общем-то и не важно, кто придумал идею преломления света, важно лишь то, что это гениально. Лёгкое касание тёмного пространства светом создаёт ощущение, которое я бы назвал «прохладный уют». Безмятежный кайф, которым режиссёр заражает зрителя. С одной стороны, я сторонник перманентного поиска свежих идей, а с другой - хотелось бы, чтобы такая съёмка стала бессменным спутником флегматичного кино.
При всей своей обаятельной нетипичности, фильм мне не понравился. Потом я время от времени смотрел другие картины Лама, всё глубже убеждаясь, что он бездарь. Не, серьёзно, так уныло снимать кино ещё надо уметь. Но сейчас речь не о бочке дёгтя в карьере Ринго, а о ложке мёда. Когда Лам умер, я решил пересмотреть тот самый боевик, который не переварился, зато оставил "ламповое" воспоминание о каплях дождя на лезвии балисонга. В итоге – фильм прошёл легко и приятно, как летняя велопрогулка. Возник вопрос: это же классный боевик, отчего же в своё время фишка не легла? А на то и не легла, что время было своё – другое. Как и большинство русскоговорящих зрителей, я вырос на американских боевиках, которые оставили в нашем бессознательном ряд штампов, настойчиво требующих постоянного самовозвращения. И если умеренно экзотичные «Зло во благо» или «Круто сваренные» хотя бы частично удовлетворяли эту потребность через знакомые клише, то «Полный контакт» уже с первых минут вызывает смятение своей нарочитой самобытностью.
Словом, это хороший фильм, но торопиться смотреть его не стоит. Как и его собрат по гражданству и эпохе фильм «Банкет», «Полный контакт» - кино для гурмана, прожжённого сотней хороших гонконгских фильмов и двумя сотнями плохих. Смотреть его сразу после боевиков вроде «Придорожной закусочной» - ровно, что запихнуть в рот яичницу с беконом, не успев проглотить кусок шоколадного торта.
Метки: Full Contact, Ринго Лам, Фрэнки Чань, Чоу Юнь-Фат, Энтони Вон
Я готов извиниться. У Кори Юэня есть гениальный и совершенно потрясающий "Спаситель душ". Но странно, что продолжение, в его же режиссуре что то за пределами вселенной.
Я не вижу смысла спорить дальше. У меня нет аргументов против такой радикальной точки зрения, но я считаю, что каждый человек вправе смотреть то что ему нравится. Но сравнивать "треш", несмотря на высокохудожесивенную боевую хореографию под названием"Не отступать и не сдаваться" 1 и 2 ( ну а с третьим фильмом что, там постановка боёв ничуть не хуже) с просто гениальными "Безумным следователем", "Слепым детективном", "Патрульными" или "Герои не умирают", и последнего называть бездарным, это за гранью моего понимания современного кинематографа.
На мой взгляд, не претенду на истину, есть режиссеры, которые создают кино, формируют законы жанра или создают сами жанры. Если говорить о гонконгском-китайском кино, то это, на вскидку, не касаясь целой эпохи "Шоу Бразерс" с Чангом Че и еще многими, без всякого сомнения будут Тсуи Харк, Джон Ву, Чин Сяо Тунг, Ринго Лэм, Джонни То, Жанг Имоу, Чан Кайге, и как не странно великий , Вонг Джинг. Корю Юэнь, я приклоняюсь перед ним как перед каскадером и "экшен"- постановщиком. В части формирования стандартов постановки "экшена" он настолько же велик. Как режиссер, он довольно средний.
А я и не знал, что Ринго Лэм умер. Ушла целая эпоха в "экшен" кино. Что же касается фильма, так при всей своей харизматичности Чоу Юн Фат отступает на задний план по сравнению просто с инфернальным Саймоном Ямом и Энтони Вонгом. Ну, а фильм - классика. Вклад Лэма в развитие не только азиатского , но и современного боевика нельзя переоценить. Все ж таки это режиссер немного другого уровня, и сравнение его с Кори Юэнем и даже Джеки Чаном некорректно. Это как Скорсезе и Антуан Фукуа, например.
Дмитрий,
Согласен, что Лам режиссёр другого уровня. Что ему, что Фукуа, на мой взгляд, не было дано достигнуть уровня мастерства Кори Юэня.
NapoleonDinamitte,
А чем Кори Юэнь так велик, именно как режиссер? Высочайшего уровня постановщик , каскадёр, отчасти актер. Его заслуги в развитии жанра martial arts нельзя недооценить. Но режиссер он на мой взгляд довольно средний.
Дмитрий,
Объективно: Кори в своё время сменил вектор киноразвития Гонконга от засилья деревенских боевиков к гегемонии городских (наряду с тем же Джеки с его "Полицейской историей").
Субъективно: мне просто кажется, что Кори нет равных в области КПД. Он снял шесть хороших фильмов, из них:
1) Эталонный камеди-боевик "При исполнении". Фильм задрал жанровую планку, которой до сих пор никому не удалось соответствовать. Хотя его стиль не компилировал только ленивый.
2) Эталонный файтинг мотивационного характера "Не отступать и не сдаваться".
3) Шедевральный полицейский боевик "Зло во благо".
4) Просто лёгкие на восприятие боевики "НеОтНеСдав 2", "Перевозчик" и "Живым или мёртвым".
Только Кори удалось снять целых три боевика, которые мне, дотошному зрителю, хочется регулярно пересматривать. Поэтому я считаю его лучшим из лучших.
NapoleonDinamitte,
Вектор, о котором Вы говорите, задали Саммо Хунг и Джеки Чан, а Кори Юэнь стал , пусть одним из ярчайших, но их последователей. Ринго Лэм же, наряду, с теми же Кирком Вонгом и ранним Джонни То, практически создали жанр криминального городского триллера, который мы сейчас видем в виде "Холодных войн", "Протеже" , "Братьев" и прочих. Лэм- классик. Кори Юэнь - талантливый ремесляник, как режиссер. Как постановщик трюков и хореограф, он один из лучших.
Дмитрий,
Для меня всё же Кори - образцовый экшн-режиссёр. А Ринго, Джонни и Кирк - бездари. Но у Ринго в карьере было светлое пятно - "Полный контакт", у То и Вона - звенящая пустота, ничего интересного.
Без, обид, но подозреваю, что Вы с работами Лэма знакомы очень поверхностно, потому что влияние его "огненной" трилогии " Город в огне", "Тюремное пекло" и "Школа в огне" на свое творчество признает даже Тарантино. Ну, а Джонни То, на мой взгляд, на сегодня так и вообще наиболее яркий и самобытный режиссер во всем мире. Но, не спорю, кому что нравиться.
Дмитрий,
>Без, обид, но подозреваю, что Вы с работами Лэма знакомы очень поверхностно
Репрессивная позиция: "Не любишь Юрку Шатунова? Да ты просто глаз его не видел". Я смотрел и "Школу", и "Тюрьму", и "Город". По первым двум скажу, что если я захочу поморщиться, то включу перестроечную чернуху. Всяко позднесоветские интели умели кипятить грязь лучше, чем зажратые капиталисты. Но я не мазохист, так что зачем?
Касательно "Города" - разговор отдельный. И Комм, и Хохлов сходятся в позиции, что в своё время Джон Ву и Ринго Лам были эдакими Бетменом и Джокером. Но я так не думаю: тоже мне противостояние, "Единая Россия" против "КПРФ".
Ву - это либо хороший боевик с сильным драматизмом ("Светлое будущее", "Пуля в голове"), либо хороший боевик со слабым драматизмом ("Наёмный убийца", "Круто сваренные"), либо проваливший почти все аспекты фильм, зато срывающий крышу экшном ("Светлое будущее 2", "Просто герои", "Рождённый вором").
Лам (как экшн-режиссёр) - это боевик, в котором плохо всё: сюжет статичный, персонажи невыразительны, диалоги унылые, экшн халтурный, атмосфера унылая. Ну просто творческий импотент, иначе не скажешь. Когда я смотрел "Полный контакт", не мог поверить, что фильм действительно снял тот "гений", что выплюнул "Город в огне", "Необъявленную войну", "Боевую тревогу", "Небо в огне" и прочий шлак. Видимо, раз в жизни и безногий подпрыгнет.
>влияние его на свое творчество признает даже Тарантино
Вы, я вижу, идолопоклонец, раз перед сией персоной всеобщего обожания пишете "даже", да ещё и считаете, что факт компиляции Квентином фильмов Ринго является вменяемым аргументом в защиту Лама.
Я считаю Тарантино в разы талантливее Лама, но это комплимент из разряда "В Москве ровно на четыре больше аэропортов, чем в Курске". Человек умеет придумывать классные идеи, ярких персонажей, в диалогах знает толк, но каждый раз спотыкается на затянутом сюжете, и фильм сливается вынитаз. Только "Доказательство смерти" ему удалось хорошенько дожать. Если Лам бездарь, то Тарантино - ремесленник. Сценариста бы ему хорошего в пару - цены его фильмам не будет. А пока есть что есть, пипл хавает.
Отвечу в Вашем стиле. Чтоб Вы знали, этот Ваш Тарантино знает "При исполнении" покадрово. Шах и мат? Для Вас, может, и да, но для меня - просто интересный факт.
>Джонни То, на мой взгляд, на сегодня так и вообще наиболее яркий и самобытный режиссер во всем мире
А на мой взгляд - он истинный символ Гонконга второй половины 90-х и 00-х: снимал гнетущее, бессмысленное и беспощадное кино.
Про Джонни То - это выстрел наповал просто. Это "Нуждаюсь в тебе", "Любовь на диете", "Ву Йен", "Правосудие в мой ноге" и "Дух рождества" и "Воробей" гнетущие и тягучие фильмы?
Дмитрий,
Я говорил про боевики Джонни То.
"Большое дело", "Босоногий", "Отступники", "Время на исходе", "Налётчики на казино 2"- бессмысленное и беспощадно нужное кино?
Дмитрий,
"Большое дело" не троньте - это фильм Эндрю Кама. Да, То числится одним из трёх режиссёров, но очевидно, что если бы он прикладывал свою скучную руку, фильм не получился бы таким классным.
"Налётчиков" пропустил, надо бы посмотреть.
Остальные фильмы - унылы.
В унылом "Босоногом" хореографию ставил Кори Юэнь
NapoleonDinamitte,
Бездари - это как-то сильно сказано. Думаю, бездарей с пустотой классиками бы никто не считал.