Подведение итогов боевого кино 2020: Лучший экранный поединок

Уже и весна подходит к своему концу, а авторы сайта FFI только-только нашли время дописать, наконец, аналитику по одной из главных номинаций в рамках нашего проекта по подведению итогов боевого кино за 2020 год - "лучшая экранная схватка".

Мы помним, что вам понравился наш подход к этой номинации в прошлом году, в рамках которого мы анализировали не только бои, выбранные посетителями нашего сайта через голосование, но и те сцены, что приглянулись нашей редакции.

Это последний материал по итогам за 2020 год. Если вы, вдруг, пропустили какой-то из, то по тегу можете ознакомиться с лучшими/худшими за год. Также, традиционно, мы будем рады вашим комментариям под материалом. Это позволяет нам продолжать заниматься сайтом и группой.

Победители голосования

Донни Йен против Скотта Эдкинса (Ип Ман 4) (18%, 28 Голосов)

Локация: татами на военной базе. Несмотря на то, что на татами отношения выясняли многие звезды жанра, вроде Джета Ли, Сонни Тибы, Джеффа Уинкота и других, вспомнить бои, чтобы они одновременно проходили на военной базе, мы не смогли.

Стиль: вин-чун против американского рукопашного боя.

Продолжительность сцены: около 4 минут

Количество участников: один на один

Фишка: долгожданное противостояние главных лиц боевого кино

Особенности и специфика: бой, которого ждали практически все поклонники рукопашного жанра, как и в случае схватки Эдкинса и Джа из “Тройной угрозы”, при любом раскладе не смог бы получиться идеальным, так как главные герои уже давно не молоды, особенно Донни Йен. Что, впрочем, не помешало бою из четвертого “Ип Мана” занять первую строчку в данной номинации.

Это противостояние не только долгожданная встреча Эдкинса и Йена на одном экране, но и венчание всей киноистории легендарного Ип Мана, которая растянулась аж на четыре фильма. Осознание этого настраивает зрителя на определенный лад, и он, как и второстепенные персонажи картины, ожидает развязки с не меньшим переживанием.

Побитый, постаревший и больной раком Ип Ман встает против полного жизни и праведного гнева полковника Бартона Геддса, который олицетворяет в фильме главное зло - расизм. Отсюда Скотт Эдкинс ведет себя как типичный белый злодей из гонконгских боевиков 80-х.

Сам бой, несмотря на достаточно быстрый ритм, представляет из себя, по сути, постоянный обмен ударами. Имеющиеся долгие кадры здесь завершают короткие вставки ударов противников друг по другу, что добавляет атмосферы. Герой Эдкинса, даром что каратист по сценарию, много работает ногами и даже переходит на броски, швыряя дублеров Йена во все стороны. Донни же по-прежнему демонстрирует сдержанную технику, хотя это уже не очень похоже на вин-чун.

Юэнь Ву-Пин, открывший для мира Донни Йена в далеком 1984 году, поставил для окончания главной франшизы в карьере китайца красивый и плотный бой. Жаль, что до него прославленный Ип Ман дошел на закате физической формы.

Главные минусы боя: в схватке не получилось обыграть противостояние каратэ и кунг-фу, о котором твердили весь фильм. Хореографию Эдкинса снабдили не очень уместными бросками и захватами, из-за которых проседает ритм боя. Сам концепт схватки от Ву-Пина далеко не оригинален, а исполнители, несмотря на весь их профессионализм, ввиду естественных причин не смогли показать то лучшее, на которое были способны лет эдак 10 назад.

Итог: в качестве финальной черты под всей франшизой, бой Йена и Эдкинса подходит как нельзя лучше. Только схваткой чуть ли не главных звезд боевого кино десятилетия и могла окончиться история франшизы, которая началась в 2008 году. Классикой жанра бой не станет, но о нем совершенно точно будут вспоминать еще долгое время.

Крис Хемсворт против Рандита Худа (Тайлер Рейк: Операция по спасению) (16%, 25 голосов)

Локация: трущобы Бангладеша. В разного рода трущобах и рынках сражались многие: Джеки Чан, Хироюки Санада, Жан-Клод Ван Дамм и добрая половина экшен-героев Болливуда.

Стиль: голливудский неореализм, актерский бой

Продолжительность сцены: 1:37

Количество участников: один на один

Фишка: сцена снята с эффектом единого кадра

Особенности и специфика: можно ли было допустить, что полнометражный дебют мастера боевых искусств, каскадера и постановщика экшена с большим стажем Сэма Харгейва останется без внушительной рукопашной сцены? Конечно же, нет! 

Схватка Криса Хемсворта и Рандита Худа начинается на втором этаже здания посреди трущоб Бангладеша, и в этот момент может показаться, что местная хореография будет напоминать уже набившее оскомину “ган-фу”, но это не так. По сюжету персонажи являются профессиональными военными, поэтому пистолетная дуэль а-ля “Джон Уик” ни к чему не приводит, после чего сцепившиеся противники падают с балкона прямиком на проезжую часть. Дальнейшая разборка превращается в короткую, но яркую сцену ножевого боя.

Сегмент с падением, разумеется, выполнен профессиональными каскадерами, но увлеченный напряжением сцены зритель этого не заметит, т.к. Харгрейв разыгрывает эту схватку в виде цельного дубля без видимых монтажных склеек, что погружает в бой двух вояк еще глубже. На это также работает и плавная камера, следующая за персонажами, и отказ от музыкального сопровождения в пользу звуков индийского базара, и отличные актерские работы.

Сам ножевой бой получился агрессивным за счет того, что герои схватки устали, им больно и не хватает дыхания, в виду чего персонаж Худа пытается достать соперника в двух-трех решающих рывках. Здесь невозможно не похвалить актеров, которые не являясь опытными экранными бойцами, запомнили и исполнили непростую хореографию, не забывая при этом лицедействовать.

Главные минусы боя: несмотря на то, что задумка Харгрейва ясна и понятна, бой чересчур короткий. Грамотно наращиваемое напряжение не успевает “зацепить” зрителя, приковать к экрану. Для этого у Сэма, актеров и каскадеров были все шансы, но реализованы они почему-то не были.

Итог: мы замечаем любопытную тенденцию - в тройке лидеров уже какой год оказываются экранные поединки с актерскими боями, выполняют которые не профильные специалисты, а звезды Голливуда. К Киану Ривзу, Тому Крузу и Шарлиз Терон теперь примкнул Крис Хемсворт, а это значит, что поклонники боевого кино, вероятно неосознанно, смещают акценты в собственных вкусах. Понятно, что Чаны, Йены и Эдкинсы навсегда останутся эталонами хореографии, но такие бои, как в “Тайлер Рейк” демонстрируют как минимум заинтересованность в голливудском боевом неореализме у любителей рукопашных боевиков.

Иван Котик против Владимира Минеева и бандитов (Русский рейд) (14%, 21 голос)

Локация: рабочий кабинет или офис. Редкая площадка для сведения счетов в экшен-кино, иногда появляющаяся в боевиках. Например, в офисе дрался Джет Ли в “Поцелуе дракона”.

Стиль: “боевая присядка” против ММА, борьбы и бокса.

Продолжительность боевых сцен: 3:15

Количество участников и формат их взаимодействия: сначала один на один, затем - один против четверых.

Фишка: 1. Непрофессиональный каскадер и дебютант Владимир Минеев в экранном поединке выглядит не хуже (если не лучше) профессионального каскадера Ивана Котика из команды Джеки Чана.

2. Отечественный фильм в призерах этой номинации, чудом выросший на пепелище жанра.

Особенности и специфика: наш продукт с нашей спецификой, но с универсальной боевой хореографией, понятной любому зрителю в любой стране. Обычно поединки в современных русских боевиках имеют отголоски перестроечного кино, хотят они того или нет. Да, были редкие и неожиданные исключения, например, “Монах” или “Удар Лотоса”, но на то они и исключения. “Русский ред”, хоть жанрово и рожден из 90-х, впрочем как и “Монах”,  с точки зрения хореографии очень современен. И это не актерские бои, а настоящее каскадерское кино. Спорные моменты боя всегда компенсируются плюсами. Например, мы имеем раздражающую глаз постобработку и ускорение ударов, но при этом движения поданы с читаемых ракурсов и с хорошими продолжительными дублями. Монтаж правильный, уместный, да и вообще ритмическое построение боя классическое: взрыв, затишье, конфликт, потом снова пауза-передышка. Все как по учебнику, все как мы любим.

После того, как главный герой выводит из строя персонажа Минеева, в бой по одному вмешиваются дружки злодея. Каждый - со своим темпом и стилем ведения боя, что заставляет подстраиваться Котику под каждого отдельного соперника. Такой подход выглядит достаточно свежим и только укрепляет внимание к схватке.

Отдельная история - звуковое сопровождение: пульсирующая напряженная электронная музыка с редкими вкраплениями живых гитарных партий, напоминающих ковбойское кино. Музыка не просто фон, который должен быть, чтобы персонажам не махать ногами в тишине, а подчеркивающий драматургию звукоряд, правда, к сожалению никакой основной музыкальной темы у фильма нет.

Главные минусы боя: претензий больше всего, как ни странно, к Ивану Котику, который в основном отвешивает врагам шлепки, толчки, пинки и поджоп… ну вы поняли, не похожие на удары, причиняющие ущерб врагу. При этом, враги отлетают от таких пощечин на большое расстояние. И если Минеев делает все более жестко и реалистично, то Котик раздает затрещины. Один из противников главного героя, слегка ударившись затылком об пол, корчится от боли, словно ему в черепушку прилетело пушечное ядро.

Немного не хватило изобретательности и раскрепощенности. Создатели пробуют и нащупывают вектор, не хватает смелости в решениях и размаха, даже несмотря на то, что в других поединках фильма царствует разгром, выбитые двери, битвы на мечах и топорах. Все равно это пока жанровые шаблоны.

Итог: отечественный боевик смотрится королем не только на безрыбье и полном дефиците конкурентов, но и заслуженно. Зритель видит и знакомые архетипы персонажей, и любовь авторов к своей работе.

Выбор редакции

Эндрю Кодзи против ирландцев (Воин) (3%, 5 Голосов)

Локация: китайский квартал. Кто дрался в китайском квартале? Да кто угодно! Но на ум неожиданно приходит развеселый пример - “Большой переполох в маленьком Китае” Джона Карпентера.

Стиль: кунг-фу с нунчаками

Продолжительность боевых сцен: около 2-х минут

Количество участников и формат их взаимодействия: один против толпы

Фишка: огромное количество “правильных” отсылок к Брюсу Ли и хореография, построенная вокруг нунчак, казавшихся до этого момента забытыми.

Особенности и специфика: поединок, который мог бы быть пародией на Брюса и сборищем шаблонных приемов, но к счастью таковым не стал. Мы видим главного героя в белой майке с нунчаками в руке, потирающего нос и призывающего противников из толпы движением пальцев. Ну, все понятно, скажете вы.

А вот и нет! У Эндрю Кодзи получилось создать такой образ и такую концепцию движений и поведения в бою, что призрак Брюса не сквозит из всех щелей, а лишь мерцает вдалеке.

Кодзи еще и внешне отличается от Маленького Дракона: Эндрю высокий, несколько долговязый, с щетиной на лице, его движения размашисты и несколько тяжеловесны. И уж тем более внутренний мир его персонажа, А Сама, отличается от “стальных” и непоколебимых брюсовских героев.

И даже тот факт, что Кодзи не является в реальной жизни экранным бойцом и каскадером с большим кинобагажом, а его уровень владения нунчаками очень далек от первоисточника, совсем не портит впечатление. Его навыки достаточны, убедительны, а какие-то огрехи компенсируются подачей, актерской игрой и драматургической подоплекой боевых сцен. 

Отдельным плюсом является ощущение контактности поединка за счет озвучки ударов и разных дополнительных ухищрений, таких, как вихрем отлетающие в разные стороны от ударов шапки и кепки, создающие впечатление реалистичности и мощи таких ударов.

Главные минусы боя: противники, нападающие по одному, а это, как мы знаем, беда всех групповых поединков, и некая излишняя зацикленность на нунчаках. Все же разбавить интересной рукопашкой мелькающее холодное оружие стоило. Один удар ногой в рапиде - не в счет!

Итог: эпичный финал 2-го сезона сериала “Воин”, достойное проявление уважения к наследию Брюса Ли без конкурса двойников, косплея и попытки выехать на нестареющей классике, которая спасает любой провал.

Хайрул Азрин и Фифи Азми против Яяна Рухьяна и Исми Мелинды (4%, 6 голосов)

Локация: складское или подсобное помещение. В этой локации очень любил снимать поединки Джеки Чан и компания, да и вообще вся гонконгская братия любила возиться на фоне коробок и пластиковых тар. Если не брать китайцев, на складе дрался, например, Майкл Бернардо в “Сильнейшем ударе 2” и многие другие.

Стиль: малазийско-индонезийский неореализм

Продолжительность боевых сцен: около 9 минут

Количество участников и формат их взаимодействия: формат несколько раз меняется в течение всего боя. Изначально в бою четыре участника, каждый из которых дерется один на один со своим противником, затем один выбывает и остаются  двое против одного, потом одни на один, а затем опять двое против одного.

Фишка: долгая боевая сцена, чередующая в себе рукопашку, бой на ножах, мечах и трубах, элементы ММА, болевые, удушающие, а так же вопли и крупные планы лиц всех участников, в общем, все что нужно настоящему фанату боевых искусство в кино.

Особенности и специфика:  долгий и насыщенный поединок с хорошими и точными переходами от одной пары противников к другой. С точки зрения базовых стандартов жанра все сделано правильно: демонический злодей в черном, а как мы знаем, Яян Рухьян на поприще “главгадов с яйцами” очень преуспел, главный герой с горящими и честными глазами, плюс его боевая спутница. Есть один просчет, но об этом поговорим в минусах.

В остальном очень динамичный поединок с передышками в виде крупных планов. Есть момент где скорость ножевого боя и читаемость движений превосходна. Как принято у индонезийцев - герои очень долго и упорно не умирают и восстают даже тогда, когда у них хрустят кадыки и вспарываются животы, хотя крови на экране непривычно мало.

Главные минусы боя: зрительское сопереживание быстро начинает смещаться в сторону злодея, и ты начинаешь болеть за него. Злодей лучше дерется, наносит больше урона, чаще выходит из сложных ситуаций, один против двоих, а значит с точки зрения численности он в меньшинстве. Главный герой с ножом, тогда как злодей без ножа, если главный герой с двумя ножами, то злодей с одним. Злодей маленький, главный герой большой. Короче говоря, злодей всегда в не выигрышной ситуации, он андердог, который в совокупности выглядит лучше своих противников, и даже в одной из сцен ведет себя в некотором смысле благородно. Ну, и дополнительно ко всему, злодей харизматичней, загадочней, имеет какой-то объем за счет личности Рухьяна, тогда как главный герой выглядит пресной моделью для сборки без ярко выраженных черт. Особенно странным выглядит то, что Хайрул Азрин, будучи мастером тхэквондо, почти не использует ноги.

Итог: длительная и напряженная схватка с достаточно редким в современном боевом кино концептом - "перекрестная" драка с постоянно меняющимся составом соперников. Прибавьте сюда неубиваемого Рухьяна 52 лет в отличной физической форме, и получите крутую боевую сцену в индонезийском стиле.

Сопе Дирису против бандитов в баре (4%, 6 голосов)

Локация: паб/пивной бар. Одна из самых популярных локаций в кино, в которой разборки устраивали чуть ли не все герои боевиков и вестернов. Но если брать узконаправленный “английский паб”, то на ум приходит эффектная разборка с гопниками за авторством Колина Фёрта в первом “Кингсмане” и месть персонажа Скотта Эдкинса из “Отмщения”.

Стиль: британский “гипертрофированный реализм”

Продолжительность боевых сцен: около 2-х минут

Количество участников и формат их взаимодействия: один против толпы

Фишка: групповая драка, где у главного героя есть определенная задача - догнать конкретного персонажа, то есть добраться из точки А в точку Б. На этом пути его ждет много интересного в виде разъяренных драчунов, которые изо всех сил стараются ему помешать.

Особенности и специфика: сцена, о которой пойдет речь, расположена в самой первой серии и фактически знакомит нас с персонажем Сопе Дирису - одним из главных лиц сериала. То, как действует герой Дирису много рассказывает о персонаже, задавая тон всем сценам действия в сериале. Он практичен и жесток, его атаки на нападающих рассчитаны на то, чтобы сразу вывести их из строя. На удивление, такой стиль ведения боя отлично вписывается в типичную барную драку, где молотятся все со всеми. На это работает живая камера, которая следует непосредственно за героем, длинные кадры, приглушенное музыкальное сопровождение, грамотно выстроенные акценты. Короче говоря, перед нами хороший пример боя, где трясущаяся камера - это художественный прием, а не кривые руки оператора.

С точки зрения боевой хореографии здесь ловить нечего, хотя во время просмотра об этом даже и не думаешь, потому что тебя затягивает творящийся на экране боевой расколбас. Нашей редакции бой понравился именно за отличный подход к схватке и классную реализацию, в рамках которой постарались все: оператор, монтажер, ведущий актер, и, конечно же, постановщик и каскадеры. К слову, постановщиком сцен действия в первой серии “Банд Лондона” являлся маститый Клэйтон Дж. Барбер, работавший над многими блокбастерами Голливуда.

Главные минусы боя: наш любимый конвейер - за редким исключением, на героя Дирису бросаются по одному. Да, это обусловлено общей потасовкой, но впечатление портит все равно. Кроме того, нам кажется, что гипертрофированная жестокость в этой сцене лишняя.

Итог: крутой бой, ставший первой экшен-сценой в сериале красноречиво говорит о том, что создатели “Банд Лондона” - это поклонники жесткого, бескомпромиссного, но вместе с тем профессионального экшена. Не удивительно, ведь шоураннер сериала - режиссер дилогии “Рейд”.

Авторы редакции FFI: Ravenside и Данил Чупахин

  • Похожие записи
  • Предыдущее из рубрики
  1. Кстати, описания-аналитика огонь. Удачный формат итогов. Хотя бомбит, что первое место по умолчанию отдают Донни Ену и Скотту Эдкинсу. Ну не было ничего выдающегося в их драке. Бой во вторых «Коллекторах» и то был интересней.

      1. Вот я и говорю — по умолчанию. Зритель видит: «о, Скотт Эдкинс! Да ещё и против Донни Ена! Знач надо первое место, и не колышет!» — а какой там бой, голосующие то ли даже не смотрят, а заранее ставят, то ли просто привыкли, что эти двое — лучшие, и значит надо ставить, а посмотреть непредвзято не приходит в голову.
        Я вообще-то говорил, что номинация была в этот раз очень сложная для выбора, голоса отдать хотелось всем. Но только именно этот бой и, может, ещё один, максимум два разочаровали. Из добрых десятка-дюжины.

        1. Даже не дюжина, пятнадцать боёв, из которых именно разочаровал именно вот этот один-единственный бой. Очень рад, что франшиза «Донни Ен в роли Ип Мана» закрыта. Её надо было закрыть после второй части.
          Плюс, если честно, Кодзи субъективно, лично мне не очень нравится, плюс драка из «Контрактов», как мне кажется, снята чуть послабше, что немного портит впечатление. Из остальных одиннадцати я мучительно выбирал три.
          Кстати, Эдкинс против Мэндилора вообще удивил. Не ожидал такого накала.

Вы должны быть зарегистрированы и авторизированы для комментрирования.