Подведение итогов боевого кино 2019: Экшн-сериал и Независимый фильм

Мы продолжаем подводить итоги боевого кино 2019 и на этот раз поговорим об экшн-сериале и независимых фильмах.

Экшн-сериал

Воин (25%, 37 Голосов)

Хочешь гарантированный успех файтинг-фильма или сериала? Брюс Ли! Беспроигрышный вариант в любой форме, в любом количестве и в любых комбинациях. Без СМС, без консервантов!

Последние несколько лет фигура Маленького дракона обрела очередное неувядающее сто второе дыхание, добравшись даже до Квентина Тарантино.

В случае с сериалом “Воин”, персонаж Брюса Ли на экране отсутствует, но незримо пребывает за кадром в качестве сценариста и концептолога. По словам его дочери, Шэннон Ли, идею этой истории Брюс разработал еще в 1971 году, но реальное воплощение она получила только сейчас, когда Шэннон нашла авторский 8-страничный тритмент (режиссерскую экспликацию), которым заинтересовался режиссер многих частей “Форсажа” Джастин Лин. И пошло поехало: рекламная кампания, интервью, кадры, трейлеры, и как следствие - рейтинги зашкаливают. Иначе и быть не могло. 

Давайте попробуем посмотреть на сериал трезво и беспристрастно, немного отодвинув на второй план магическое влияние Брюса Ли, ведь мы не знаем, сколько его реальных задумок в действительности присутствует в этой истории, а сколько - рекламный ход и пиар. Нам известно, что идею “появление мастера боевых искусств на Диком Западе” он разрабатывал давно, но подробностей практически никаких.

Итак, перед нами первый сезон “Воина”. Это очевидно дорогой сериал с хорошей картинкой, дорогими костюмами и локациями, мультинациональным кастингом, где главные боевые роли, как ни странно, играют японец Эндрю Кодзи и индонезиец Джо Таслим ("Рейд", "Ночь идет за нами"). Здесь намешано всего и помногу: семейные драмы и передел сфер влияний политических сил и бандитских группировок, межнациональная и межклассовая любовь, душевные самокопания героев и героинь, поединки, предательство, измены. Короче говоря, это не просто сериал, где дерутся китайцы (и не только), а еще и полноценная история с множеством извилистых сюжетных линий, развивающихся в темных переулках Сан-Франциско конца ХIХ века.

Единственное, что при всех однозначных плюсах повествования, к персонажам, включая главного героя, как-то не возникает стойкого и глубокого сопереживания. Страсти кипят, интриги плетутся, но на экране все словно плывут по течению, а главный герой постоянно мнётся (слава богу, эмоционально, а не физически), что сильно сказывается на качестве, да и на результате финального боя, при том что он очень долгий, насыщенный, с постоянными взлетами и падениями (в прямом и переносном смысле) то одного, то другого бойца. По задумке именно душевные метания главного героя должны были послужить главным драматургическим конфликтом поединка, который, хоть и стал кульминацией первого сезона, эмоционально немного не дотянул. Зато сам сериал уверенно дотянул до первого места в этой номинации.

Интересно, а как бы “Воина” поставил сам Брюс? 

Ведьмак (14%, 21 Голос)

Хайповый проект от Netflix обсудили уже со всех возможных сторон, начиная от спорного кастинга и заканчивая костюмами из черных пакетов для мусора и мемной песенкой про чеканную монету.

Иначе и быть не могло, ибо целевая аудитория этого сериала обширная и крайне привередливая, а вселенная, созданная паном Сапковским, слишком самодостаточная, чтобы к ней относиться небрежно. 

Что получилось в итоге? Довольно глянцевый, чистенький и крайне политкорректный сериал, в котором накачанный белозубый ведьмак с глазами сенбернара раскачивает ягодицами в кожаных штанах, отправляя на тот свет врагов всех мастей: от монстров до людей. Этакая брутальная печенюшка, которой, к сожалению не достает того самого парадоксального свойства Белого Волка - отрицательной харизмы и одновременно мужского героического обаяния, как недостает и экранной химии во взаимодействии с ключевыми персонажами, тем же Лютиком или Йеннифер. 

Персонажа попытались наделить объемом и внутренним миром, добавив к частичной внешности из игры книжную мораль. Те, кто не читал книги, могут затеряться во времени уже с первых минут, начиная догадываться о нелинейности повествования только через несколько серий. Но что это им дает, если первые несколько серий пройдут в вопросах, кто с кем воюет, почему эти люди пьют яды и прыгают с башен?

Другая половина, читавшая Сапковского, будет понимать всю “глубину наших глубин”, но постоянно ловить себя на мысли: “я не так себе это представлял” или “в книге описано иначе”. А что подумают те, кто фанатеет, в первую очередь, от игры?

Можно примирительно посмотреть на все с философской стороны и сказать, что каждая из категорий зрителей будет по своему права. Да, истории Геральта из Ривии уже много лет, а достойной экранизации так и не случилось. Да, мы все ждали нового “Ведьмака” слишком давно. И пусть уж будет проект от Netflix, дорогой, широкомасштабный и может быть даже долгоиграющий, который всегда может развиться и преобразоваться в достойный продукт, принявший на заметку все фанатские мольбы и зовы. И пусть будет Генри Кавилл, который пытается понравится всем и быть универсальным ведьмаком. Во всяком случае, на коне он сидит ровно, меч держит крепко и уверенно, а его бой с разбойниками на площади не зря был в списке номинантов категории “Лучший поединок”.

Кобра Кай (2 сезон) (13%, 20 Голосов) 

Приятный ажиотаж, возникший в США после выхода сериала Кобра Кай, отечественному зрителю может показаться неожиданным, странным и непонятным. Возможно, дело в том, что оригинальный фильм этой франшизы, “Малыш-каратист”,  дошел до нас в эпоху расцвета VHS, когда в видеосалонах уже царствовал “Кровавый спорт”, “Кикбоксер” и прочие радости жизни, хотя эти фильмы и вышли года три спустя. Мы уже привыкли к “серьезному” боевому кино и история про подростка, который проходит взрослый путь, не оставила в нас какого-то заметного следа. Ведь мы уже видели Фрэнка Дюкса, который после коварного вражеского приема встает с колен, протирает героические шары и отправляет Чонга Ли в долгое путешествие вертушкой в прыжке. Дались нам эти детские чемпионаты...

А вот в Америке эта история стала культовой, на ней воспитывалось целое поколение молодых зрителей, а Пэт Морита был кандидатом на получение Оскара и Золотого Глобуса за роль второго плана. Поэтому возвращение этой изрядно постаревшей, но все еще актуальной истории в виде сериала было воспринято американским зрителем крайне позитивно. И не спешите вписывать этот сериал в сугубо локальный американский контекст. Наш зритель может смотреть его с большим интересом, потому что сюжет, да и весь концепт в целом, демонстрирует до боли знакомые ходы, умудряясь при этом оставаться свежим и не выжившим из ума.

Пусть главные герои уже солидные дядьки, которые решают подростковые проблемы и сами ведут себя как подростки, мерясь длиной своих черных поясов, но при этом им искренне сопереживаешь, потому что они нормальные живые люди, которые в одной серии могут стремительно оказаться в роли и героев, и антигероев. Это удивительно наблюдать на контрасте - тот же “Воин”, закрепившийся на первом месте в этой номинации, по всем параметрам и взрослее, и серьезнее, и дороже. Но “Кобра Кай” берет за душу гораздо ощутимее. И пусть каратэ от Ральфа Маччио выглядит еще смешнее, чем это было 35 лет назад, но сколько бы вы не пытались заставить себя поморщиться, такое каратэ будет выглядеть умилительно и наивно, но не будет казаться нелепой пародией и глупостью, являясь по сути просто катализатором движения всей этой истории. Хотя файтинг в ней тоже присутствует (и местами даже неплохой). Парадокс, скажете, вы? Посмотрите оба сезона, тогда и поговорим.


Независимый фильм

Ип Ман и четыре короля (реж. Фу Ливэй) (31%, 25 Голосов)

Мифологизация Ип Мана и превращение его в картонную фигуру, встраиваемую в любой сюжет, начались еще в оригинальной франшизе Уилсона Ипа с Донни Йеном в главной роли. Причем, движение в эту сторону было заметно уже во второй части, и к четвертому фильму персонаж постепенно вышел в тираж.

При этом, не надо забывать периоды “удивительных странствий Ип Мана”, когда параллельно Донни появилось еще несколько разных Ип Манов. Легендарный мастер был на экране и стар, и млад, менялись играющие его актеры и снимающие режиссеры. И он, по большому счету, превратился в очередной аналог Вонг Фей Хунга - фигуру, скорее сказочную, чем реальную.

“Ип Ман и четыре короля” от Фу Ливэя - еще одна попытка переосмысления истории про мастера вин-чунь, но... переосмысление ли это? 

Стилистически фильм напоминает линию, заданную Уилсоном Ипом и Юэнь Ву-Пином и несет в себе все черты китайского файтинга последних десятилетий. Те же художественные решения, те же драматургические  конструкции.

Ип Ман - все тот же мудрый и неунывающий мастер в белой шляпе, борец с несправедливостью и злыми европейцами, которые торгуют наркотиками, похищают людей, попирают уважение к кунг-фу (нужное подчеркнуть). 

В “Четырех королях” он еще больше консервируется и становится еще более абстрактной фигурой, которая может делать все, что угодно и в любом сюжете - расследовать убийство или воевать с инопланетянами. Исполнитель главной роли Майкл Тун на экране со всех сторон правильный и немногословный персонаж, сохраняющей неизменное выражение лица на протяжении всего фильма, видимо, символизирующее высочайшие моральные качества владельца этого лица. Только прическа у него несколько неаутентичная.

От хореографии впечатление тоже неоднозначное: это бесконечные рапиды, и, как водится у китайцев, крупные планы лиц, кулаков и капель дождя даже в сухую погоду, а любая динамика подается камерой сверху. Причем, это не выглядит любительскими потугами, просто постановщику нечего сказать и в итоге хореография вроде бы есть, но её как бы и нет.

Но почему этот “Ип Ман” так понравился зрителям? Во-первых, флер Донни Йена еще не рассеялся. Во-вторых, мы настолько привыкли к этому персонажу и сроднились с ним, что любое его экранное воплощение автоматически обретает вес в наших глазах. Ну, и по правде говоря, Майкл Тун хоть и скучный, но гораздо более форматый Ип Ман, чем например, был Энтони Вонг в “Последней схватке”. А “Великий мастер” от Вонга Кар Вая вообще не про боевые искусства и даже не совсем про Ип Мана, а про режиссерскую работу и немного про любовь.

В любом случае, несмотря на то, что Донни Йен закончил свой "ипмановский путь" в кино, от легендарного мастера вин-чунь и по совместительству учителя Брюса Ли китайский кинематограф еще не скоро откажется. Если вообще откажется.

Ночные съемки (реж. Марк Прайс) (20%, 16 Голосов)

Авторская работа Марка Прайса  - рукопашный боевик, который начнет удивлять вас очень быстро, стартуя как комедия про неудачников, но стремительно переодеваясь в кровавое драматическое крошилово. Что это - сознательный сценарный или режиссерский ход, учитывая, что за все отвечает сам Прайс, или просто неумение определиться с жанром? 

Синопсис таков: любительская съемочная группа случайно оказывается свидетелем убийства на заброшенном заводе, и вот группа гангстеров с пушками наперевес уже ломится по ступеням, чтобы их убить. Главные герои выглядят неудачниками, гангстеры выглядят неудачниками, все глуповато шутят, у всех все валится из рук, и мы думаем, что сейчас фильм продолжит развиваться в этом же духе. Но на первый план выходит Жан-Поль Ли ("Побег из Тюрьмы") и фильм превращается в рукопашный боевик. И снова обман. Зритель будет думать, что в то время когда остальные герои переждут в подсобке, персонаж Ли раскидает злодеев и выведет всех на свет божий живыми и невредимыми. Однако Прайс начинает вооружать съемочную группу подручными средствами и пиротехникой, которая косит врагов в трэшевом стиле. При этом, события развиваются трагически, члены группы гибнут, кроваво и жесткого, отчего ты постоянно переключаешься от одной эмоции к другой. Частенько эти переходы выглядят сырыми и недоработанными, потому что миксование сюрреализма, комедии положений и драмы - это штука тонкая и требует выверенных пропорций.

Что же у нас по экшену, спросите вы? Жан-Поль Ли в своем репертуаре, и показывает нам типичную для себя хореографию, которая была в том же “Побеге  из Тюрьмы”. Ему предстоят схватки с толпой противников, двое против одного и один на один, в которых он внезапно выглядит то неубиваемым суперменом, то слабеющим наркоманом (внезапно) и это не всегда убедительно. Можно предположить, что Прайс таким образом хотел показать нам поведение случайного человека в форс-мажорных обстоятельствах, но когда Ли искусно полосует противнику горло ножом - это впечатление как-то рассеивается. Отметим, что противостоят ему Маркус Шейкшейфф ("Камикадзе", "Шерлок Холмс: Игра теней"), Каранджа Йорк и Хунг Данте Донг.

Поклонники Жана-Поля Ли должны быть довольны, но не кажется ли вам, что он начинает засиживаться во второсортных проектах?

Полвека поэзии спустя (реж. Якуб Нуржински) (12%, 10 Голосов)

И снова вселенная Ведьмака, только без Геральта, а с Ламбертом, Трисс Меригольд и недолгим Лютиком (Збигнев Замаховский из оригинального польского сериала). Этот четырехлетний полнометражный проект даже по меркам профессионального кино можно считать долгостроем, а уж для фан-фильма это воистину титаническая работа.

Мы не будем идеализировать “Полвека поэзии спустя”, поскольку впечатление после просмотра остаются смешанные, но и воротить зрительскую морду тоже не будем, потому что фан-фильмы такого уровня - это всегда Событие.

Хорошая чуть сглаженная под аналог картинка, хотя, возможно, излишне темноватая, но это, как правило, последствие фильтров, которые вешают на видео из-за желания казаться дороже. Локации по большей части на высоте, хотя изредка на глаза попадаются современные постройки, хотя и полуразвалившиеся. Костюмы тоже почти не вызывают нареканий, а уж на фоне своего мажорного собрата от Netflix и подавно. Графика не режет глаза, хотя логичней было бы сделать еще более темной и мрачной, без малиновых или желтых цветов, тогда бы она вписывалась в концепт еще больше и сидела бы как влитая. Поединки неровные - иногда вполне динамичны и напористы, а иногда смазаны ракурсами или монтажом, при том, что съемки общих планов, природы и передвижений героев из локации в локацию просто отличные и ни разу не любительские. 

История простая, без особых претензий и хитросплетений, ровно такая, какую могли потянуть создатели и реализовать актеры. К слову об актерах. Местами все выглядит убедительно и профессионально, а местами рассыпается в самодеятельность, но всегда или почти всегда второстепенные персонажи и массовка играют лучше главных героев. Подкачал и главный злодей, который не вызывал ни страха, ни трепета, а выглядел большой и очень бюджетной версией Марка Стронга.

Что же касается главного героя, то Ламберт в исполнении Мариуша Дрэжека получился колоритным, благодаря действительно волчьей внешности актера и его хитрого прищура, но не совсем понятным. Приходилось достраивать характер и бэкграунд персонажа самому, да и в боях он не всегда выглядел достойным учеником Весемира.

Поскольку уровень зрительских требований в 21 веке невероятно высок, а удивить и удовлетворить эти требования стало крайне трудно (кажется, что почти невозможно), то мы подсознательно начинаем оценивать фан-кинематограф в сравнении с его дорогим “официальным” собратом. Но при всех оговорках, “Полвека поэзии спустя” уверенно держит удар, да и сам может отвесить парочку хуков, являясь одним из тех фильмов, что двигают фанатское кино вперед и вверх, пытаясь создать что-то оригинальное, свежее и искреннее, заставляя профессионалов сжимать свои кинематографические булки, поскольку если уже любители научились так снимать кино, то к крупным студиям у зрителей должно возникнуть очень много неприятных вопросов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *