В последнее время я в основном врезаюсь своими занудными клыками поханого критицизма в современные фильмы, но по просьбе трудящихся сделаю обзор на один из своих любимых боевиков 90-х, который был популярен у нас в период видеосалонов, но, по-моему, легендой так и не стал, хотя имел много достоинств. «Огненное дыхание» (а.к.а «Огнедышащий», «Breathing Fire») – фильм, который при разборе фильмографии Боло Енга мало у кого всплывает в закромах памяти, фильм, в котором некоторые бойцы засветились единственный раз и пропали, фильм, который показал мальчика из «Индианы Джонса» как приличного экранного бойца.
Этот фильм вышел в 1991 году и, разумеется, для глаз современного зрителя имеет все энциклопедические минусы фильмов того периода. На экране подростки лупцуют здоровых мужиков в лучших традициях всяческих неубиваемых каратекидов, монтаж фильма в некоторых местах очень странный, я подозреваю, что в фильме просто вырезались несколько фрагментов, да и наивный сценарий не богат изысками, но его минусы я подробно раскрывать не буду, а в самом конце сконцентрируюсь именно на плюсах.
Смотря этот фильм, будучи еще подростком, я не мог понять, в чем заключается его неуловимое обаяние. Казалось бы, в этот период у нас на VHS уже во всю показывались солидные файтинг работы с Ван Даммом, Дакаскосом, Спикманом, во всю переписывались «Лучшие из лучших» и многое другое.
Но я помню, как мигом запомнил имена всех героев, особенно злодеев, влюбился в музыку, как повторял приемы и движения персонажа дяди Дэвида, на репите по многу раз просматривая сцены, (просто перематывая назад снова и снова сцены в автосервисе или их бой с Боло) и делал много чего еще. И вот сейчас, освежая этот фильм еще раз для написания отзыва (хотя особого освежения не требовалось), я в какой-то момент поймал себя на мысли, что делаю то же самое. То есть, мне надо его досмотреть, а я сижу и перематываю одно и то же в тех же местах, что делал много лет назад.
И фундаментируя свои мысли, я все же вывел для себя некоторые ингредиенты фильма, которые делают его привлекательным для меня и сейчас.
Умозрительность всей ситуации про крутых карате-подростков и классическое для всех фильмов обучение героев тайнам боевого искусства почти экстерном через ЕГЭ компенсируется тем, что с точки зрения техники и актерства ребята на экране выглядят лучше, чем многие маститые экранные (и не только) бойцы. Джонатан Ке Кван (Ке Хюи Куан) на экране выглядит чуть лучше, Эдди Сааведра – чуть хуже, но оба они очень крепко, точно, динамично работаю на экране. Именно это, в первую очередь, не дает фильму опуститься в пучину порочного «тэдянроберства» и всякого такого сусла.
Второй важный момент – это кастинг: известный боец Джерри Тримбл (чемпион мира по кикбоксингу, карате шестой дан), чья внешность хищного и агрессивного еще не спившегося Вудди Харрельсона позволяла ему более чем убедительно играть злодеев. Боло Енг, которого вы можете увидеть здесь не только в действии, но и в макияже и женском платье. Грандмастер Аллен Такетт (девятый дан Traditional Okinawan Seidokan) в роли Алана - пафосного и агрессивного бойца. И Эд Нил в роли дяди Дэвида, на котором я остановлюсь отдельно. Про Эда Нила (Ed Neil, в интернете и некоторых титрах фигурирует как Эд О’Нил, не путать с другим актёром и деятелем БИ Эдом О’Нилом), нет почти никакой информации в интернете. Я знаю лишь, что он был чемпионом по у-шу 1990 года, но без каких-либо подробностей. В кино засветился в «Могучих рейнджерах» и еще в паре файт-фильмов 90-х в эпизодических ролях например, в эпизоде фильма с обалдеть каким оригинальным названием «Бой до смерти» 1994 года (роль там а-ля третий боец справа) и пропал. Единственное, что я видел его в сети на какой-то пресс-конференции Джеффа Прюитта (еще одного интересного деятеля файтинг-кино) уже в 2000-х, но это все было совсем неинформативно.
Несмотря на то, что выше я нахваливал двух главных героев подростков, персонаж Эда Нила и сцены с его участием я считаю самыми важными в этом фильме.
У него здесь забавный образ такого неброского бомжеватого вида автослесаря, ветерана вьетнамской войны и сослуживца персонажа Тримбла, то и дело прикладывающегося к рюмке. Как и водится в нашем жанре под внешней маской лузера скрывается супергерой. Правда, здесь супергероя нет, но есть очень интересный мастер у-шу (это важно подчеркнуть, потому что остальные персонажи в этом фильме представляют все же больше карате) с такой размашистой, гибкой, очень неагрессивной техникой, потому что в фильме ему самому ударов наносят больше, чем он наносит другим. И что очень важно, у него есть своя музыка, которая начинает играть при его появлении, и автор этой музыки сам великий Пол Херцог. И это еще одна важная причина, почему спустя много времени этот фильм выглядит достойно и свежо. И мне до сих пор нравится смотреть на то, что делает Эд Нил в фильме: музыка, плюс образ, плюс правильная подача техники, интересная траектория движений, интересные связки, удары снятые оператором под правильным углом. Есть проблема в монтаже, точнее, сами удары и связки монтажом не порезаны, что очень радует, но сами сцены боя склеены не очень удачно, отчего теряется логика, персонажи непонятные образом перемещаются в пространстве: то герой находится в начале помещения, то в середине, вроде драться начали в центре газона, потом каким-то образом оказались у забора, в начале боя дядя Дэвид гладко выбрит, а в конце с бородой, в сцене в автомастерской неожиданно появляется четвертый боец, а на 32 минуте вообще вырезан кусок действия. В общем, «Джонни, сделай монтаж».
Особенно я пересматривал моменты на 00:22:18 – 00:22:23 (бой в автомастерской) и 00:31:18 – 00:31:23 (бой с Боло). Здесь камера удачно передает траекторию и динамику движений героя, его неуловимый стиль. И музыка, музыка, блин, хороша.
В фильме у Нила есть еще бой с Тримблом, но он был несколько подслит из-за его малого хронометража и светового эффекта, в котором находились персонажи. С одной стороны, есть в этом что-то необычное, движения выглядят замедленно и прерывисто, плюс этот эффект был оправдан сюжетно, но в результате очень сильно смазалась детализация боя.
Если говорить о сценарии и актерской игре, то, несмотря на наивность сюжета и клишированность некоторых поворотов (кто злодей, травма Дэвида, обучение главный героев) в нем присутствует драматизм, мотивы дружбы, которые часто применяются в так называемом семейном кино. Вне поединков персонажи отыгрываю вполне неплохо (хуже всех Сааведра и Нил), во время боев – все делают свою работу на уровне (лучше всех Ке Кван и Нил). При этом этот фильм на миллион порядков выше почти всех фильмов про карате-подростков, включая последнюю работу Филипа Ри. Джонатан Ке Кван файтинг актером в итоге не стал, как впрочем, не стал он и преуспевающим драматическим актером. Эдди Сааведра больше в кино не появлялся, Такетт и Нил в общем-то тоже.
К сожалению это или к счастью мы теперь не узнаем, но «Огненное дыхание» вышел прекрасным дебютником для всех.
Метки: Breathing Fire, Боло Йен, Джерри Тримбл, Ке Хюи Куан
Забыл вчера написать еще один ляп в автомастерской, так добавил сейчас.
А фильм очень классный.
Ребята я обожаю этот фильм. Как мы любили его пересматривать с пацанами. До сих пор выносит мозг бой в автомастерской где схлестнулись Алан и дядя Дэвид под потрясающий саунд Великого Пола Хертзога. К сожалению к концу фильма накал падает, но бои на турнире ставит достойную точку картине. Однозначно хит своего времени и эту картину должен иметь каждый в своей коллекции БИ.
Спасибо за рецензию, вспомнил детство
Спасибо за обзор, он офигенен. Я попробую этих типов на фейсбуке разыскать.
Ещё в фильме мне понравилась командная работа пацанов - даблтимы и совместные связки. К тому же, стиль таеквондо очень хорошо и очень чётко показан - ударам веришь, удары красивы и разнообразны.
Uran,
Такетта я нашел на фэйсбуке, Мура не нашел, пацантру эту не искал.