Рецензия на фильм «Redeemer» («Спаситель») от Ravenside

Redeemer

Марко Сарор – один из моих любимых экранных бойцов. Яркий, киногеничный, с отточенной техникой, интеллигентный, спокойный и цельный. При этом в последнее время был заметен явный прогресс в его актёрской игре. Потому его новая работа -  фильм "Redeemer" ("Спаситель") был однозначно в моем списке ожиданий.

"Спаситель" – это притча о киллере Никки Пардо, с сопутствующими такой форме повествования стилизациями и аллегориями.  Персонажи – схематичные, гротесковые, с очень краткими предысториями.

Задумка – однозначно хороша, хоть и не нова. Возможности сделать интересный и стильный боевик однозначно были. Вышло ли? На мой взгляд, не вышло.

Создателям не хватило, собственно говоря, режиссуры, актерской игры и сценария. Не хватило драматической глубины, харизматичных персонажей, нормальных диалогов, правильной жанровой эстетики и нормального экшена, наконец. Небрежно, поверхностно и неожиданно слабо.

Эти и другие моменты разберем подробнее и по пунктам.

maxresdefault1) Притча – это определенная жанровая схема. Если она героическая, то самое главное не переборщить с пафосом, иначе будет смешно. Если только рассмешить зрителя не ставилось задачей. В нашем случае "Спаситель" - это малобюджетный боевик, в котором пафос крепко стоит одной ногой в лучших традициях индийских фильмов. Все эти многозначительные героические ракурсы, силуэты, раскидывания рук, перед попыткой пустить себе пулю в висок, встречи на дорогах аки Иствуд и прочее – все это выглядит неуместно и глупо, особенно на фоне захолустных локаций и толп всяческих уличных гопарей, которых раскидывает главный герой. В первой сцене боя, когда Пардо зашел в логово банды отморозков, я подумал, что сейчас он начнет петь песни. С пафосом соседствует сильная наивность фильма. Можно воспринимать это как национальную кинематографическую черту или, опять же, схематичность притчевой формы, потому что сюжеты всех фильмы Сарора похожи именно притчевостью и наивностью (не берем в расчет "Неоспоримый" 3 и "Мачете"). Но на экране это смотрится просто незрело, когда люди серьёзными лицами произносят и делают ерунду.

2) Бюджет, стиль, эстетика. Небольшой бюджет фильма - не самое страшное. Сейчас в жанре файтинга дорогих фильмов толком и не выходит. Проблема "Спасителя" том, что создатели удешевили фильм там, где были все возможности этого не делать. Решили сделать стильную цветообработку, в итоге – переборщили с синюшными оттенками и экспозицией, получилось сериально или как в доморощенных свадебных роликах (у меня есть очень похожий пресет в Lightroom ;-)). Решили добавить в фильм стрельбы – в итоге ужасные нарисованные пульки и нарисованные дырки видны даже плоховидящему. Слава богу, что автомобильной погони не сняли. И опять же, все происходит на каких то заводах, каких-то стройках и прочих излюбленных местах всех малобюджетных бандитов.

3) Драматургическая глубина и харизматичные персонажи. Сарор, конечно, эффектный дяденька: двухметровый красавец, двигается вопреки законам гравитации, но в фильме он просто какой-то мужик в капюшоне, который решил, что он выполняет миссию, делегированную ему свыше. Краткими флэшбеками нам показали, в чем весь сыр бор, но в итоге такое ощущение, что жизненная трагедия персонажа не очень-то на него и повлияла. Да и сняты все эти флэшбеки просто ужасно, с плохим гримом, совершенно никакой операторской работой, плюс сыграно все не очень.

REDEEMER_

4) Актерская игра. В этом фильме 99% актерского состава играют плохо, в том числе и сам Сарор, который все это время заметно рос в актёрской игре, но в "Спасителе" словно вернулся назад. Если он думает, что играть сломленного персонажа, несущего на себе бремя жизни, нужно с лицом, словно фотографируешься на паспорт – то он глубоко ошибается. Это Иствуд мог ходить с каменным лицом и легендарным прищуром, пожевывая сигару и не разговаривать. Но Сарор – не Иствуд. А режиссер Эрнесто Диас Эспиноса - не Сержио Леоне. И вот почти все экранное время герой ходит с отсутствующим лицом, то ли  считая в уме линейные логарифмы и квадратные трехчлены, то ли вспоминая список покупок. Но что уж точно непростительно, так это то, что он и драться умудряется с таким же лицом. Это Боло Енгу было позволено строить равнодушную мину и словно отмахиваться от противников, не глядя на них. Но Сарор выдает совсем другой эффект – его персонажу перестаешь сопереживать начисто.

5) Вот мы и перешли к основному блюду – файтингу. Уж он-то, казалось мне, не должен был подкачать. А вот хрена лысого тебе, Ravenside. И проблем тут несколько. Несмотря на кучу бутафорской крови и переломанных вражеских рук, бои в "Спасителе" похожи на полуконтактный спарринг. Удары напоминают лишь наметки ударов, а удушающие и болевые захваты – дружеские рукопожатия, из которых герои выбираются без каких либо затруднений.

  • Массовые поединки в "Спасителе" – это традиционная для большинства фильмов схема неповоротливых противников, которые послушно ждут своей очереди, подходят по одному и, не особо сопротивляясь, получают изящные и неспешные затрещины и переломы. И заметно для зрителей морально готовятся к каждому полученному удару. И не помогают эффектные полеты Сарора и его техника – все смотрится как склеенные фрагменты ударов или связок с неуместными паузами и затупами статистов. Были неплохие попытки сделать нападение трех противников одновременно, но с точки зрения ритма, контактности и координации это все не удалось. Но попытка была, и признаю, она заслуживает уважения, поскольку сейчас в кино это  редкость.

Поединков "один на один" в фильме три и они более основательные, но одновременно при этом и какие-то необязательные.

  • Самый лучший из них – это первый: Пардо VS молодой бандит в спортивном костюме. Он самый ритмичный, динамика там почти не проседает, есть неплохие всплески и комбинации ударов, элементы ММА, единственный раз за фильм противники технически под стать друг другу. Но на этот бой тоже наложена печать аккуратного спарринга: бойцы приплясывают друг напротив друга, фехтуют руками и ногами, попадая по лицу без особого ущерба, а когда начинаются элементы ММА -  актеры заметно недорабатывают:  то рука у Сарора бесцельно болтается, то враг тихонько ногу уберет, помогая Сарору перевернуться. Из захватов вообще выбираются за пару тройку секунд, что, во-первых, снижает ценность и реалистичность таких захватов, оставляя ощущение, что противники лишь имитируют их, а во-вторых, даже сопереживать герою не успеваешь: только начинаешь следить за тем, как он начнет преодолевать препятствия и выходить из болевого, а он уже и выбрался, вражеский пальчик отогнув или ногой в задницу толкнув, почти не меняясь при этом в лице. Или обратите внимание на момент, когда герой перекидывает противника через себя, а тот, приземляясь, ставит ему подножку. Это же издевательство, а не подножка. Играет же в этом поединке не Сарор, а его противник.
  • Но есть и удачные моменты. Хорош сам принцип комбинирования ударной техники, захватов и работы в партере, в поединке есть динамика, хорошее музыкальное сопровождение, очень классно снята попытка прохода в ноги, да и в целом операторская работа неплоха, видна реально точеная техника обоих бойцов: амплитуда, траектория, контроль движений.
  • Второй бой - Пардо VS бородач в кожаной куртке получился довольно странный. Возможно, потому что у противников разный ритм и технический уровень. Противник главного героя вышел несколько неповоротливым и громоздким, отчего бой в целом вышел топорным, а его постановка напомнила боевики 80 – 90х.

Особенность этого боя в том, что все в основном сосредоточилось на ударах руками и лоукиках, плюс была попытка сделать драматургию боя – герой искал ключик к слабым местам своего противника. Как задумка – неплоха, ибо классика жанра. Реализация – даже и сказать-то особо нечего, взгляд задерживается, возможно, лишь на крученом проходе Сарора под руку противника, да заключительный расстрел кулаками по корпусу. И музыка, опять же, очень неплоха. Но вот ронять противника как Фрэнк Дюкс ронял сумоиста не стоило. Выглядит пошло.

  • Третий бой - Пардо VS Алакран (Хосе Луис Моска)  - это уж вообще классическая схема 80-х. Колоритный Моска тут эдакий пожилой злодей с качествами главного компьютерного босса, коварный, с златыми цепями на босу грудь, шелковых сутенерских одеждах, остроносых туфлях и вообще весь из себя трудно убиваемый Тонг По. И все вроде бы правильно сделано, но как-то несерьезно. И Сарор старательно скачет вокруг злодея, показывая отменные связки и комбинации ударов ногами, и злодей сокрушительные удары отвешивает, правда штаны и туфли у него смешные, и виды вокруг красивые – ветер, море, рифы, музыка по-прежнему довольно грамотная. Но не воспринимается это серьезно и все тут. Нет цельности и последовательности боя, видно, как из кучи дублей вбирались самые лучшие, а потом склеивались. И девушка непонятно что все это время делала на земле, пол часа ползла к пистолету.

Отдельно нужно сказать о постобработке, поскольку это общий минус всех боев. Неуместный странный рапидный эффект на ударах в прыжке, отчего они кажутся нарисованными и совсем уж неуместное убыстрение окончаний ударов, отчего они кажутся обрезанными, дерганными, излишне перемонтажированными.

В итоге "Спаситель" разочаровал меня по всем статьям. Потенциал у картины однозначно был, но она получилась несбалансированной, небрежной, в ней много плохо сочетаемых элементов, претенциозный синопсис оказался непродуманным и недоработанным, из поединков пересматривать мне захочется только один. В общем, явно не лучшая работа Сарора.

Автор: Ravenside
Специально для fight-films.info

  1. Какого хрена разочаровал?! Ты от него что, «Рейда» ждал?! Бюджет был мизерный! Выкручивались как могли. Это в сто раз лучше «Фунта плоти», где было потрачено 7 млн. долларов, а фильм выглядит максимум на 2 млн.

    1. Я бы не стал сильно привязываться к бюджету… иначе, получается что от низкобюджетных фильмов вообще ждать ничего не стоит, и можно до релиза их выкидывать в корзину..

      1. barsug,

        Я уже сто раз же говорил, да и ты тоже: неча все на бюджет валить. Он важен безусловно, но не он определяет качество картины.

  2. Полностью согласен с рецензией. Очень ждал этого фильма и как-то совершенно не увидел то,чего очень хотелось. Пересматривать явно не буду. А жаль.

    1. cyclonus,

      Ну, можно сказать, один бой приличный есть — Сарор против чувака в спортивке, хотя он и не без недостатков, но пересматривать его есть за что. А в остальном — слабенько.

  3. Отличная рецензия!
    От себя добавлю. Мне вообще непонятно зачем снимать любительского рода кино во всех отношениях? От дауна оператора, до монтажера, подбирающего актеров, режиссера и конечно колориста (вообще убил!!!). Что авторы хотели показать этим фильмом?
    Это большущий минус.
    А из плюсов, кое что интересное в хореографии. И главный герой. Видно что старается, но…кишка тонка… не стать ему ни Джеки Чаном, ни Донни Еном..ни даже Тони Джаа или…. Саммо Хунгом. Это я образно. Ирония Судьбы.

    1. Jaidev,

      Я бы его даже и не сравнивал с Донни, Тони, Джеки.. это и не совсем уместно. Это и не его путь. Но я могу точно сказать: Сарор однозначно может и даже должен сниматься в качественных боевиках, у него все для этого есть, он однозначно может делать больше, чем он делает и выглядеть еще лучше. Я совсем не говорю, что это какая-то новая суперзвезда и революция в боевом кино, но но точно может быть на уровне Эдкинса, в потенциале даже выше, если все сделает правильно.
      Состояние кинематографа в Чили находится в плачевном состоянии, поэтому о каких-то больших возможностях говорить не приходится. В Голливуде тоже не ждут с распростертыми объятиями, да и нужен ли этот Голливуд, какой от него толк, кроме как бюджет и кинопрокат. Но даже с маленькими деньгами и плохими камерами можно прыгать выше головы. Это трудно, но Сарор и Ко наснимали уже порядочное количество фильмов, однако прогресса все нет и нет.

      1. Ravenside,

        Абсолютно подписываюсь под каждым сказанным словом. У него есть потенциал. Как в экшене, так и в актерской игре. И дело то даже не в нем. Дело в создателях. Меня всегда поражает один момент — неужели создатели вообще не смотрели хорошие боевики с экшеном? Это всем известно что хороший оператор и монтажер обеспечивают 50% смотрибельного экшена. Неужели так трудно расставить те самые «экшен точки»? Во избежании бардака и хаоса. Когда смотришь то не знаешь на чем сосредоточиться. И файтинг уже по сути не важен. Он просто сливается. Я смотрю и не переживаю за персонажей. Зачем такое кино? Повторюсь — Сарор многое может. Но не с этими создателями.

  4. Фильм не вышак. И по следам Неоспоримого и Мачете Зарор всё таки видится в чем то более качественном, чем широкоформатный шоурил. Однако… если вспомнить стандартыне файтинги 80-х (на которых и я рос), не относительно качественные с Ван Даммом, а прочие, то фильм по всем канонам жанра :) С неплохим,хотя и местами сильно видно показушно-невзаправдашними, боями. Пересматривать не стану. О том что ознакомился — не пожалел. Зарору желаю проектом покрупнее.

Комментирование закрыто.