Обзор на фильм «Авангард: Арктические волки» (Vanguard, 2020) от Юрия Дудина

Дуэт режиссёра Стенли Туна и Джеки Чана подарил зрителям не мало шедевров, которые можно периодически пересматривать: "Полицейская история 3: Суперполицейский" (1992), "Разборка в Бронксе" (1995), "Первый удар" (1995), "Китайский городовой" (сериал, 1998–2000), а так же неплохой "Миф" ( 2005 ). Что касается отдельно Джеки, то выход его фильмов для поклонников жанра экшн всегда был ожидаемым событием. Высокую планку качества фильмов, которую задал в своё время Джеки Чан никто так и не смог перепрыгнуть, даже сам Джеки уже давно не может находиться хотя бы на уровне своих второстепенных фильмов. Почти вся его фильмография - это шедевры на шедеврах, в них было всё, что нужно зрителю: интересность и разнообразие сюжетов, хорошее настроение, много юмора, интересные и харизматичные герои и злодеи, лучшая боевая хореография, немыслимое количество реальных и разнообразных трюков, хорошая операторская работа и монтаж, длительность и качество экшн-сцен. Сьёмки проходили в разных уголках планеты, в общем - всегда было, на что посмотреть и не к чему было придраться (да и не хотелось ). Все это всегда оставляло зрителя сытым и удовлетворённым.

Но с какого-то момента, всё начало меняться, и по качеству фильмов Джеки постепенно начал приближаться к остальным героям боевиков, вроде современных Брюса Уиллиса, Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Николаса Кейджа и других. Нет, фильмы с Джеки всё так же имеют огромные бюджеты, в отличие от перечисленных актёров, но само качество кино от этого не становится лучше, а то и хуже. Раньше снимали дешевле, но качественнее.

Итак, перейдём к новому фильму Туна и Чана "Авангард: Арктические волки".

Ещё на этапе просмотра трейлера всем бросилось в глаза большое количество компьютерной графики невысокого качества (сомнения закрались уже тогда), но в целом, нельзя было составить ясное мнение по поводу того, чего нам ждать от фильма - всё было похоже на обычный боевичок с Джеки Чаном. Но после просмотра можно точно сказать, что сомнения более чем оправдались, и плохая компьютерная графика и её количество - не самое худшее, что есть в этом фильме.

В этот раз Джеки играет главу тайной охранной компании, который со своей командой берётся за защиту бизнесмена от международного синдиката наемников. Углубляться в нюансы сюжета нет даже смысла, там нет ничего интересного.

Первое, что бросается в глаза при просмотре, это то, насколько Джеки не на своём месте, насколько он картонный и не родной, как обычно. Это самый неинтересный и не проработанный персонаж Джеки Чана. Его первое и последующие появления на экране не вызывают вообще никаких чувств и эмоций! Большую часть экранного времени забирают на себя члены его команды, состоящие из молодых мало-известных актёров, не обладающих даже каплей харизмы и актёрского потенциала, а говорить о проработанности самих персонажей вообще не приходится. Хороший режиссёр просто обязан знакомить зрителя со своими персонажами, используя определённые художественные приёмы, но в данном случае экспозиция попросту отсутствует - нам их просто сразу показывают в ходе выполнения операции. Спустя 20 минут просмотра становится ясно, что у Джеки тут не главная роль. Здесь вообще нет главной роли, и фокус внимания распылён на множество абсолютно картонных и неинтересных персонажей с отвратительной игрой.

С самого начала фильма чувствуется какая-то безыдейность в повествовании, всё очень стандартно и банально, начиная от тупых диалогов, заканчивая самой идеей фильма, которая вообще никак не трогает. По ходу просмотра это чувство только усиливается, чего никогда ранее не встречалось в фильмах с Джеки Чаном. И вопрос "зачем это всё мне показывают?" не находит ответа от начала и до конца.

Второе, что бросается в глаза - это болливудская ярко-красочная клиповая картинка. Не фильм, а набор цветных картинок с вывернутыми на всю катушку контрастами и яркими сочными красками. Такое ощущение, что режиссёр хотел спрятать за этой ширмой очень скудное содержание. Но ладно, пусть картинка будет яркой как в Болливуде, но ведь режиссёр ещё и захотел экшн, как в Болливуде! В итоге мы смотрим на компьютерные машины, компьютерных животных, полное отсутствие физики и реалистичности, нарисованные взрывы и пиротехнику, и постоянный рваный монтаж. В общем - полный "блевуд". Другими словами - весь экшн, не связанный с рукопашкой, выглядит ужасно. Что до рукопашки, хорошие моменты есть, но без добротного сюжета и драматургии самого фильма, это выглядит просто красивым ногомоханием, которое не цепляет. А ведь фильмы Джеки-то и были прекрасны тем, что не было никаких спецеффектов! Теперь же - сплошной спецеффект.

Одного из главных антогонистов играет небезызвестный каскадёр и актёр второго плана, вечный злодей Брахим Ачаббаке, который успел передраться почти со всеми современными актёрами боевиков типа Скотта Эдкинса и Джейсона Стэйтема. Казалось бы, понятно для чего он в этом фильме - что бы схлестнуться в финальном поединке с Джеки! Да щас! Нас ждёт очередной сюрприз, - режиссёр снова решил ошарашить очередным сюжетным твистом, и он не дал подраться Джеки с Брахимом. Вместо него, это сделал один из членов команды Джеки, уделав его за пару ударов! А ведь раньше финальные битвы Джеки были главной кульминацией всего фильма, которые изобиловали различными трюками, исполненными вживую, а также долгими и эффектными поединками. Можно списать на то, что, мол Джеки за 60 уже, какая там драка с Брахимом? Но ведь этой драки не произошло даже с молодым коллегой персонажа Джеки! Пара ударов не в счёт.

В сценах экшн есть неплохие моменты, но стиль Джеки Чана читается только в одной - когда он запрыгнул в машину во время её движения. Вот это поистине отличный трюк в традициях Джеки, напоминающий его старые трюки с лестницей и прыжками в окно автомобиля. В исполнении Джеки больше ничего интересного тут нет, кроме разве что парочки ударов.

Казалось бы - что за фильм с Джеки Чаном без хороших шуток и забавных сцен? В фильмах Джеки всегда было много юмора довольно хорошего качества. Здесь же ни одна из сцен не вызывает улыбки, хотя вроде бы актёры пытаются юморить. В целом, "Авангард" не создаёт какого-то определённого настроения, это трудно назвать боевиком (хотя тут и много экшена), потому что нет серьёзности происходящего. Нельзя это назвать и комедийным боевиком, так как юмор здесь крайне примитивный и безыдейный. Здесь вообще всё безыдейно.

Представьте, это ещё не всё! На протяжении всего фильма приходится слушать отвратительно пафосный оркестровый неумолкающий саундтрек, в стиле американских недоблокбастеров. Задача музыки в кино - подчёркивать атмосферу и настроение определённых сцен и ситуаций, здесь же вообще непонятно, какую роль выполняет музыка. Она просто идёт фоном весь фильм, в ней нет ни мелодии, ни настроения.

Совершенно непонятно, что хотел сказать режиссёр этим фильмом. Он не несёт в себе совершенно никакой мысли или идеи. Если в "Новой полицейской истории" (2004) была затронута тема подросткового насилия и природе его возникновения, были интересные взаимоотношения между персонажами и драма, то в "Авангарде" нам просто показали спецоперацию команды Джеки против преступников в самом примитивном стиле повествования. Получилась китайско-болливудская подделка "Форсажа". А в создание титров вложили не меньше внимания, чем в сам фильм - они длятся аж 10 минут!

В сценаристах числится сам режиссёр Стэнли Тун и какая-то девушка с такой же фамилией, на которую нет информации на Кинопоиске. Судя по всему, это дочка Стэнли Туна, решившая написать сценарий, и уговорившая папу снять ей кино. А Джеки Чан был просто приглашён в фильм по старой дружбе. Слушая все диалоги и смотря на всё происходящее в фильме, реально создаётся впечатление что за этим стоит рука ребёнка. Это худший фильм с Джеки Чаном из тех, что я смотрел. Даже "Доспехи бога: В поисках сокровищ" и "Доспехи бога 3: Миссия зодиак" кажутся на фоне этого произведения шедеврами, а ведь это довольно слабые фильмы по меркам Джеки. Даже недавний "Заложник" с Эдкинсом, казалось бы, достиг кинематографического дна, но тут появился "Авангард"… И теперь непонятно, какой из этих "фильмов" станет булщитом года, а то и десятилетия. Поклонникам Джеки Чана можно посоветовать только быть готовым к тому, что вы увидите худший фильм с его участием, и вряд ли поп-корн вам поможет. Если прошлые фильмы с Джеки были хороши по всем аспектам (в той или иной степени ), то этот фильм плох по всем аспектам! Ни один фильм с Джеки Чаном ещё не заставлял смотреть на перемотке. А можно ли найти хуже "комплимент" для фильма, чем перемотка?

  1. Я за фильмами Джеки уже почти с десяток лет не слежу. Хотя, конечно, попадаются. Некоторые даже нравятся. Но, судя по всему, конкретно этот не стоит даже пытаться смотреть.

    1. Wave:
      Я за фильмами Джеки уже почти с десяток лет не слежу. Хотя, конечно, попадаются. Некоторые даже нравятся. Но, судя по всему, конкретно этот не стоит даже пытаться смотреть.

      Этот фильм можно посмотреть хотя бы с той целью, что бы осознать насколько раньше снимали лучше. Почувствовать этот контраст.

      1. Этот фильм можно посмотреть хотя бы с той целью, что бы осознать насколько раньше снимали лучше. Почувствовать этот контраст.

        Контраст я и так прекрасно чувствую. В трюках на зелёном экране и полётах на тросах почти всегда неестественная кинематика, которая как та ложка дёгтя.

  2. По моему, слошком категорично, и в оценке больше эмоций типа «вот было время, был я молод». Все же, мир изменился, изменились кинематографические стандарты и вкусы зрителей. В таком разрезе фильм вовсе не плох. Не шедевр, но бодрый и зрелищный боевик как последние «Форсажи». Ну а Джеки даже можно похвалить за то, что он пытается идти в ногу со временем. Не думаю, что всем бы было лучше, если бы этого фильма не было вообще. Смотрел с дочерью. Ей так эти красавчики с модными стрижками вообще понравились.

    1. Все же, мир изменился, изменились кинематографические стандарты и вкусы зрителей. В таком разрезе фильм вовсе не плох. Не шедевр, но бодрый и зрелищный боевик как последние «Форсажи». Ну а Джеки даже можно похвалить за то, что он пытается идти в ногу со временем.

      Есть такой термин зловещая долина. И относится она не только ко внешности кукол и роботов. Пока графика была совсем плохой, она не вызывала отторжения. Абсолютно реалистичная графика тоже не вызывает отторжения. Но вот близкая к реалистичной — хоть застрели, тянет блевать. И большая часть кинопрома застряла в этой зловещей долине.

      1. Wave,

        Странно, что из всего фильма запомнилась только графика. На мой взгляд, в целом «экшен» сделан достойно. Например, начальная драка в ресторане, перестрелка со львом, да и освобождение заложников. Действительно, золотые тачки, это перебор, но обьективно и у Джона Ву, гибнущие сотнями статисты выглядели, как минимум, забавно и настолько же нереалистично, как летающие «вольво». Боюсь, что в твоем случае предвзятый подход играет злую шутку, а если смотреть фильм не с целью упрекнут Джеки Чана в том, что он уже не тот, а просто развлечься, то даже можно получить удовольствие.

        1. Я этот фильм не смотрел и не планирую, но смотрел, например… Как его там, «Кровоточащая сталь»? Фантастику про нанороботов и бессмертных, в общем. Из фильма помню только отстойную (только чуть более по-русски) графику и Джеки Чана на здании пекинской оперы. Смотрел «Отпетых напарников». Фильм в общем-то даже понравился, а на моменте, когда те прибрежные трущобы начали рушиться, даже показалось, что — Джеки Чан вернулся! Но только показалось, тут же вылез зелёный экран и испортил всё впечатление. Ещё смотрел, хотя и не полностью, «Доспехи бога 4», не помню, как они там называются. Короче, что вместе с индийцами снималось. Там от графики аж тошнило.
          Мне из позднего Джеки Чана безусловно понравились только «Полицейская история 2013» и «Иностранец». И вот совпадение, оба фильма делались без графики. Ну, ещё частично «Отпетые напарники» понравились, но не как фильм Джеки Чана, а как лёгкая буффонадная комедия, которую можно и не смотреть.
           
          Времена, когда нужно было в обязательном порядке смотреть каждый фильм Джеки Чана, длились (ИМХО) с 1982± по 2004. Ни один из последующих фильмов не вызывал у меня таких эмоций и ни один не хотелось пересматривать. Шестнадцать лет. Это гарантия, что ни одного шедевра больше не будет. И то направление, куда он свернул, мне не нравится.

            1. В Полицейской истории 2013 была компьютерная графика, не так много и не так бросалось в глаза как в Авангарде, но, была.

              В «Полицейской истории 2013» была мощнейшая драма и пара неплохих драчек кунг-фу vs муай-тай. В остальном чего было, так это в каждом фильме теперь есть: ретушь, замазывание каких-нибудь лишних деталей и отрисовка недостающих, такое что-то. Это давно уже не идёт по разряду графики, это просто джентльменский набор обработки.

        2. Дмитрий:
          Wave,

          Странно, что из всего фильма запомнилась только графика. На мой взгляд, в целом «экшен» сделан достойно. Например, начальная драка в ресторане, перестрелка со львом, да и освобождение заложников. Действительно, золотые тачки, это перебор, но обьективно и у Джона Ву, гибнущие сотнями статисты выглядели, как минимум, забавно и настолько же нереалистично, как летающие «вольво». Боюсь, что в твоем случае предвзятый подход играет злую шутку, а если смотреть фильм не с целью упрекнут Джеки Чана в том, что он уже не тот, а просто развлечься, то даже можно получить удовольствие.

          В обзоре написана критика не только на графику. Да и я готов закрыть глаза на качество и количество графики, хотя это вообще полностью противоречит «джекичановскому стилю», но если бы фильм был хорош как фильм…

          Джон Ву — это другое дело — там всегда есть интересные персонажи, герои и злодеи, а иногда в одном лице, там всегда есть интересные противостояния ( характеров, не только экшн ) всегда есть диалоги, драма, интрига, всё с душой сделано. На фоне этого к комиксным-фирменным перестрелкам придираться неуместно. Это художественное видение автора, а не реализм.

          Экшн в Авангарде, как и написано в обзоре вполне неплох, но с маленьким уточнением — он не цепляет из-за слабой драматургии. Экшн ради экшена другими словами.

    2. Дмитрий,

      Дмитрий:
      По моему, слошком категорично, и в оценке больше эмоций типа «вот было время, был я молод». Все же, мир изменился, изменились кинематографические стандарты и вкусы зрителей. В таком разрезе фильм вовсе не плох. Не шедевр, но бодрый и зрелищный боевик как последние «Форсажи». Ну а Джеки даже можно похвалить за то, что он пытается идти в ногу со временем. Не думаю, что всем бы было лучше, если бы этого фильма не было вообще. Смотрел с дочерью. Ей так эти красавчики с модными стрижками вообще понравились.

      Изменились вкусы и стандарты — всё верно. Но вот вопрос — в какую сторону? Интересно смотреть на реальный трюк или на компьютерную анимацию? Хочется смотреть в роли Джеймса Бонда аристократичного белого британца или негра? Хочется смотреть настоящих женственных персонажей в качестве героинь, или мужланов в юбке «с яйцами»?

      Странно это называть «ходом со временем».

      Рад что дочке понравилось ( искренне ). Вот как раз это и есть ЦА этого фильма — подростки, которые не знают кто такой Джеки Чан.

  3. Я понимаю, что у нас оценочная система принципиально разная. Я абсолютно не разлеляю подхода, «А вот раньше был» по той причине, что для меня Джеки Чан, ну как «старший брат». Да постарел, сыплется песок отовсюду, но разве от этого я стал меньше его любить? Я, скорее радуюсь, что «брат» еще со мной и даже может «зажечь», ну может же, чем убиваюсь по поводу того, что было раньше. Я не в коем случае не навязываю никому свою точку зрения, просто делюсь эмоциями.

    1. Дмитрий,

      У меня к Джеки Чану не изменилось отношение, наоборот — с каждым днём понимаю насколько большой вклад он внёс в формирование моей личности и моих вкусов, просто я разделяю личность и творчество. Я критикую лишь творчество. Носить в себе это трудно)

    2. Дмитрий, я Джеки Чана безмерно люблю и уважаю, но это совершенно не значит, что буду с умилением смотреть на то, как он натужно пытается сделать «как раньше», но при этом стыдливо прячет за графикой, что как раньше уже не получается. Мне просто не нравятся нарисованные трюки с абсолютно неестественной кинематикой и наигранными эмоциями, которые должны изображать, как будто этот трюк выполнили на самом деле. Я на любой такой фильм буду плеваться, будь то фильм с Джеки Чаном, Шварценеггером или, например, Донни Еном, Тони Джа. Мне просто не нравятся такие фильмы. Вообще, в принципе, как класс. Поэтому я буду пересматривать иногда старые фильмы Джеки, а из новых искать жемчужины типа «Эвакуации» с Крисом Хэмсвортом и т.п.
      Со всем уважением к Джеки.

Вы должны быть зарегистрированы и авторизированы для комментрирования.