Обзор фильма «Мастер меча» («Sword Master») от Юрия Дудина

Самонадеянному высококвалифицированному фехтовальщику-убийце Янь Шисаню сопутствуют разрушительные последствия, которые порождают его смертельные таланты. Ему недостаточно просто признания, он хочет победить единственного Мастера, который лучше него управляется с мечом — Се Сяо Фэна - потомка легендарной семьи фехтовальщиков. Янь Ши Сань находится в его поисках, попутно ища хорошее место для своей могилы, проживая оставшуюся жизнь в полной мере, поскольку он умирает... А когда его поиски заходят в тупик, он теряет цель жизни, готовясь из неё уйти. Но, неожиданно выясняется, что его цель Се Сяо Фэн снова появляется на горизонте и он ближе, чем можно было предполагать. Отныне он снова загорается вдохновением завершить свой путь фехтовальщика с честью, победив лучшего. Но это рождает определённый внутренний конфликт, ведь с Се Сяо Фэном он оказывается уже знаком...

А Се Сяо Фэн, с которым мечтает сразиться Янь Ши Сань, устал от кровопролития и насилия со стороны мира боевых искусств, он изгнал себя в смиренную жизнь бродяги, блуждая по краям общества в поисках реальной жизни и своей изначальной душевной простоты, как бы скрываясь от прирождённой для своего клана воли к борьбе. Близкое его окружение, в своё время, считает его погибшим. Но в итоге насильственное прошлое не позволяет ему спокойно идти по Своему Пути, оно узнаёт о том, что он жив, вооружается мечами и готово с ним снова встретиться, вынуждая его взяться за оружие.

Фильм рассказывает одновременно несколько достаточно интересных сюжетных линий, которые по началу, возможно, покажется трудно связать воедино и понять что и кому нужно, потому что истории преподносятся неторопливо и с достаточно длительными промежутками между каждой сюжетной линией, потому что тут достаточно много второстепенных персонажей. Но об этом я говорю как о достоинстве. Также в сюжетные линии героев вплетены и любовные истории, которые делают этот фильм более обогащённым на чувства и универсальным в плане гендерного восприятия. Тут есть и сражения и честь, и месть,  моральные принципы, и их отсутствие, и любовь и ревность, и дозированная философия с умеренным количеством юмора.

И всё это насыщенное содержание сопровождается потрясающим визуальным рядом, на который способны только настоящие мэтры китайского кинематографа: Чжан Имоу ( "Герой", "Дом летающих кинжалов", "Проклятие золотого цветка", "Цветы войны", "Великая стена" ), Энг Ли ( "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", "Жизнь Пи" ), Чэнь Кайге ( "Император и убийца", "Клятва", "И монах сошёл с гор").

Но в данном случае режиссёром и со-сценаристом выступил профессионально разносторонний Дерек И, который в киноиндустрии является актером, сценаристом, продюсером, режиссером и оператором. Российскому зрителю он может быть знакомым по режиссуре фильма "Инцидент Синдзюку" с Джеки Чаном, к которому он так же написал сценарий. Продюсером выступил Цуи Харк, которого не нужно представлять любителям гонконгского кино, но для иных отмечу самые значимые хиты: серию фильмов "Однажды в Китае", "Близнецы-драконы", "Таверна дракона", "Колония", "Взрыватель", "Лезвие" и множество других. Визуал тут безупречен, хоть и кому-то может показаться слишком неестественным. Но таков стиль. Художники, дизайнеры и другие любители качественного визуала оценят.

О качестве реализации остальных аспектов могу говорить только хорошее. До "Герой", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и "Дом летающих кинжалов" фильм может и не дотягивает, в плане своей культовости и кинематографической ценности, но это может только потому, что эти фильмы подняли слишком высокую планку в своё время и в них был задействован очень мощный каст.

Здесь же, звёзд первого эшелона нет, но персонажи и исполняющие их актёры все понравились, все они наделены интересной драматургией, противоречивыми характерами, достаточной степенью проработанности, которую сопровождает приличная актёрская игра.

Редко отмечаю музыкальный ряд в хорошем тоне и этот, как раз тот случай. Музыка здесь запоминается.

Фильм смотрел сразу после "Врата воинов" и, возможно, сыграли контрасты между фильмами. "Мастер меча" действительно воспринялся хорошо, на фоне Бессоновской подделки которая лишь пародийно эксплуатирует китайскую тематику и стиль. Здесь же, в "Мастере меча" можно в полной мере насладиться китайской эстетикой и стилем в первородном виде. Но вряд ли его можно рекомендовать тем, кому не нравятся фильмы Чжана Имоу, Энга Ли, Чэнь Кайге и вообще эпические уся-шки. Поединки тут поставлены хорошо, в свойственной для жанра "уся" в современной стилистике, но 90% относятся к поединкам на мечах. Есть и полёты и слоу-мо, всякие утрированные навороты и чистая техника, и смотрится всё достаточно красиво и интересно, но только на любителя такой хореографии. Концептуальная часть сцен экшн проработана очень хорошо.

Хоть и в касте фильма, первых звёзд Гонконга и Китая тут нет, но любителям китайского кино могут показаться известными некоторые лица: Питер Хо, играющий убийцу-фехтовальщика Ен Ши Саня ( "Царь обезьян" 1-2, "Братья" ), Кенни Линь играющий Се Сяо Фэна ( "Путешествие на Запад: Демоны", "Великая стена", "За пригоршню пуль", "Захват горы тигра", "Чёрный и белый 2: Рассвет справедливости", "Молодой детектив Ди: Восстание морского дракона"), Цзян Иянь ( "Власть убийц", "Четверо", "Призрачные пули", "Город жизни и смерти" ), а также Норман Чу, который играет отца Се Сяо Фэна, заставший изнутри все золотые годы и переходные этапы гонконгского кинематографа ( "36 ступеней Шао Линя", "Шаолинь вызывает ниндзя", "Крестный отец Гонконга", "Огненные братья", "Вин Чун").

Вердикт.

До шедевра фильм не дотягивает. По чувствам и эмоциональности, он уступает фильмам "Герой", "Дом летающих кинжалов", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Да и в касте нет ни одной по-настоящему сильной кинозвезды. Некоторые фундаментально важные сцены недоиграны и не достаточно эмоциональны, хотя всё к этому обязывало. Это единственный недостаток. Чего-то не хватило, но фильм в любом случае очень хорош, особенно на фоне того что обычно сейчас снимают.

Но однозначно рекомендую фильм любителям жанра и любителям эстетически красивого кино как по форме, так и по содержанию. После первого просмотра я сразу понял, что посмотрю его ещё раз. Во второй раз смотрел с ещё более обострённым вниманием и интересом.

  1. Режиссер Дерек Йи снимался в оригинальном фильме «Смертельная дуэль» 1977. Оба фильма сняты по роману Гу Луна «Меч трёх молодых господ». Также экранизированы ряд других работ, «Убить с интригой», «Сентиментальный меченосец» и т.д.

        1. Антон Клеменс:
          Dave,
          Еще бы музыку оригинальную, а то напоминает о Разборке в Маниле. Кстати, почему до сих пор здесь не выложили?

          Да нет Антон, чем напоминает о Разборке в Маниле? почему не выложили? потому что сейчас модно статьи выложить о летающих китайцах в извиняюсь говно фильмах, а трейлеры интересных боевиков не надо выложить.

          1. Dave: Да нет Антон, чем напоминает о Разборке в Маниле?

            Вы трейлер Разборки не видели? Просто и там и там одинаковая музыка.

            Dave: почему не выложили? потому что сейчас модно статьи выложить о летающих китайцах в извиняюсь говно фильмах, а трейлеры интересных боевиков не надо выложить.

            А с кем-нибудь из новостников можно связаться? Если нет, то пошлю им ссылку через обратную связь.

      1. Антон Клеменс:
        Dave,
        Может они просто не слышали о таком «великом шедевре» как Разборка в Маниле?

        Если так свести губы то герой кажется круче, это вряд ли, нету на этой планете не одного кто не видел великое произведение искусства Разборка в Маниле.

  2. Фильм так-то неплохой. Хорошие актеры, фантастические поединки в стиле современного уся, несколько сюжетных линий, и занятная операторская работа. Правда, очень многое портит поганая компьютерная графика. Оригинал когда-то смотрел, но вспомнить так и не смог, чтобы понять различия и нововведения.

Вы должны быть зарегистрированы и авторизированы для комментрирования.