Обзор дилогии «Джон Уик» (John Wick, John Wick: Chapter Two) от Ravenside

Заявленный и активно распиаренный как стильное зубодробительное действо, первый "Джон Уик" оказался очередным фильмом из оживившейся в последнее время серии "пенсионеры снова в седле" ("РЭД", "Заложница", "Великий уравнитель"). Единственной однозначной и большой удачей в этом списке является первая "Заложница", а "Джон Уик" же болтается где-то в серии русофобских ретро-поделок наряду с "Уравнителем" и "Заложницей 3".

Но дело не в плохих чуваках из России или Восточной Европы, а в том, что фильм вышел просто никакой и засохший, как вчерашние сухари. Джон Уик — это уставший Киану с небритым лицом, которое он уже много лет не меняет, что в красивом костюме-тройке ходит по барам и под неожиданно стильную музыку ожидаемо скучно убивает русских. Убивает неизобретательно, аляповато, исполняет трюки, которые можно было и не исполнять, не зарождая зрительского сопереживания, не выражая каких бы то ни было эмоций, не подталкивая на какие либо мысли (да-да, прикиньте, мысли в боевике). В сюжете нет сюжета, нет деталей, нет стиля, нет напряжения, нет преодолений, все более чем старо, номинально и схематично. В экшне нет ритма, нет пульсации, нет неожиданностей, ничего, что приковало бы тебя к экрану, кроме рассматривания красивых интерьеров отелей, квартир, баров и саун. Герой зачем-то откровенничает с главарем мафии, рассказывая как враги у него отняли самое ценное в жизни (или он это рассказывает для глупых зрителей, которые это не поняли в первые пять минут?). А мафиози сердобольно с влажными глазами слушают его, вместо того чтобы вышибить мозги врагу, на поиски которого они угробили кучу сил и людей. Зачем? Затем, чтобы создателям можно было приделать сюжетный костылик, которому уже лет 50, и вызволить главного героя из беды.

Джон Уик в исполнении Ривза — неинтересный киллер. Ни хороший, ни плохой, ни неоднозначный, ни глубокий, ни противоречивый. Никакой. Не похож он на машину смерти, он похож именно что на "Бабу-ягу". Это не его роль, не его эстетика, не его работа. Его Уика нельзя даже за километры поставить рядом с безоговорочными образцами жанра, такими как Джеффри в "Наемном убийце" Джона Ву или Леон у Люка Бессона.

Не хочется вешать всех собак (грустный каламбур вышел) на Уика, потому что про остальных персонажей тоже ничего особого не скажешь, ибо зритель про них ничего не знает. Более менее подвижным получился глава рашн мафии Вигго Тарасов (про имена мы поговорим потом), только был он в корне не прав, когда говорил сыну Иозефу: "Пошел прочь, ты ничего не в состоянии сделать" и прятал его под охраной на конспиративной квартире. Ведь именно сынуля и его дружбанчики единственные, кто беспрепятственно пробрались в дом Уика, легко и непринужденно уложили супер-киллера, оставив его в живых по неясным соображениям, вероятно в целях дальнейшего продолжения фильма, и украли его машину. Тогда как армия профессиональных убийц покладисто получает пули в лоб и кладется ровненькими кучками на газонах. Надо было именно сынуле и поручить всю операцию по поимке "Бабы-Яги". И вообще приятно, что только русские в состоянии отделать супер-киллера и угнать его машину. Чертовски приятно.

Плюсы.

Не сказать, что на экране плохо все от первого до последнего кадра. В какие-то моменты зрителю давали редкий шанс зацепиться за что-то действительное интересное. По-хорошему пафосный подпольный мир и субкультура наёмных убийц дали мне в какой-то момент надежду на что-то яркое и такое притягательно нуарное. Правда, тема эта оказалась совсем не раскрыта, отчего МакШейн, Дэвид Патрик Келли и Дефо выглядят чуть надкушенным яблочком и просто необязательным камео.

Еще в плюсах стоит отметить красивую в меру пошловатую картинку, красивые машины и здания, размашистую операторскую работу при съемке городских панорам, отличную работу со светом и цветопередачей (дома у Уика, на кладбище, в сауне, в гостинице и много где еще).

И один из самых главных плюсов — это Дэниел Бернхардт, который как всегда эффектен на экране. И вообще главную роль надо было отдать ему, а Ривзу предложить роль какого-нибудь ноунеймового охранника.

Проблема фильма не только в том, что он по совокупным причинам свирепо неактуален и больше напоминает красиво разукрашенную песочницу, а еще и в том, что даже если брать за основу любимый постулат оголтелых фанатов боевиков — "сюжет не главное, главное экшн", то и тут "Джону Уику" похвастаться нечем. Чед Стахальски сотоварищи словно завязли в каменном веке и ничего кроме скучных отстрелов неповоротливым Ривзом его конвейерных противников и взрывов автопрома выдать не в состоянии. Ничего оригинального, ничего из того, что мы еще не видели, например, у Стэйтема и за 20 лет до Стейтэма.

Р.S.: Было очень смешно, когда врач дает Ривзу волшебную таблеточку. Это было прямо хорошо.

Вторая часть начинается с панорамы ночного мегаполиса, снятой с высоты птичьего полета, а затем мы видим, как Джон Уик гоняется за мотоциклистом по дорогам этого ночного города. И тут надо сказать, Стахальски и Ко сделали правильные выводы и насытили фильм красивостями еще больше, чем в прошлый раз. Работая как-то давно в сфере дизайна (назовем это нескромно громким словом "дизайн"), я всегда говорил коллегам: если у вас творческий затык, берите просто контрастные цвета, два, максимум три цвета и это всегда прокатит. Заказчик будет доволен. Вот так же и в "Уике". Красивые ночные небоскребы и неоновые вывески, красивые машины, черные отглаженные костюмы в контрасте с классической архитектурой и богатыми интерьерами всегда прокатывают. Даже если вам нечего сказать, то хотя бы смотреть приятно. Все самые рабочие клише будут на грани банальности, но зрителям понравится, будет выглядеть "дорохо бохато".

Так вот, гоняется он за мотоциклистом, чтобы в итоге забрать свою любимую машину у брата русского злодея из прошлой части. Тот брат был Вигго, а этот Абрам. Братья Тарасовы с исконно русскими именами Вигго и Абрам. А у нас же в кого пальцем ни ткни – он если не Вигго, то Абрам. Ни дай Бог Андрей или Сергей, так это или заезжий какой басурман, или вообще инопланетянин. До чего же загадочна голова у американского сценариста.

Так вот, забирает Уик свою любимую машину, ухренчакав её при этом как следует. Но это ерунда, ведь главное принцип, потому что у него стальные яйца носорога, а у бандитов в штанах драже "Ревит".

Потом идет очень-очень смешная драка с паралитическими бандитами, нападающими по одному без оружия, один из которых умирает от подсечки. В конце выясняется, что у Уика пистолет, а драка нужна была либо чтобы испортить костюм, либо, чтобы показать нам, что Ривз готовился. А я еще Ван Дамма ругал в "Прикончи их всех". Я в этом плане буду жесток как все диванные эксперты и скажу прямо: одним дано, другим не дано. Ривзу не дано. Двигается он как медведь, тяжело и косолапо. Стреляет, падает – хорошо. Но рукопашные схватки не его сфера, несмотря на то, что он зачастил сниматься в них. Сколько бы он не готовился, я считал и считаю, что он очень посредственный актер в принципе и еще более посредственный актер боевиков, без энергии, харизмы, стремительности и яиц (и что я все про яйца?). Лучше его работы в этом жанре - это "Скорость", потому что динамика, Ривз еще молодой, хорошая Баллок и Хоппер. И "На гребне волны", потому что красиво, романтично, есть сюжет и прекраснейший Патрик Суэйзи, который вытащит любой фильм. Ну и в "Константине" Ривз тоже на своем месте, но это боевик лишь отчасти.

Дальше происходят события, которые можно узнать, прочитав синопсис на любом сайте и посмотрев трейлер. Я просто разделю свои мысли на блоки.

Советы.

Конечно же, Стахальски услышит советы моего гения и, поскальзываясь от волнения, бросится исполнять, но все же.

Не нужно снимать походку Ривза крупным планом, сзади и снизу вверх. Во-первых, этот ракурс используется в фильме слишком часто, а во-вторых, у него очень негероическая походка, назовем это так. Такеши Китано запрещает снимать себя с правой стороны из-за паралича лица. Ривза тоже нужно запретить снимать в определенных ракурсах. Там есть один момент на дискотеке, где после выполненной работы, Уик убегает с место преступления. Так вот, уверен, что бег (снятый со спины) и перепрыгивание ограды выполняет дублер Ривза.

По поводу негероической походки и негероизма в целом. Количество мифов про Джона Уика, передающихся из уст в уста, я бы сократил. Персонажи долго, пафосно и гипертрофированно рассказывают о похождениях Уика, как он ест маленьких детей, что он дьявол во плоти и все такое, но когда ты видишь Ривза, то в это не веришь. Могло бы сработать на контрасте, что киллер с виду рохля, а как действовать начнет, то трепещи злодей... Но меня действие в исполнении Ривза не убедило. Ну, не крутой он и всё тут. Все его любят, уважают, восхищаются. За что такие почести? У него есть какие-то суперспособности убийцы, но откуда они у него, если их даже в форме поддерживать не надо?

Подытожим плюсы:

  • Красиво, дорого, богато. Зеленый экран всего лишь пару раз бросился в глаза. Вот вам пример того, как надо правильно осваивать бюджеты. От света и цвета – до костюмов и локаций, все будет радовать ваш взгляд. Если конечно, это в вашем вкусе.
  • Титры.
  • Так называемая "дегустация".
  • Франко Неро, Иэн МакШейн, Джон Легуизамо и Хейди Манимэйкер в эпизоде (почему бы ей не дать роль побольше, например, вместо Руби Роуз? А ведь Хейди могёт еще как).
  • Правильный понт, киллерская этика, "Континенталь", субкультура убийц, тема с векселями, много разных персонажиков. Хочется спин-офф с другими героями, серию фильмов о становлении подпольного мира убийц.
  • Неплохая задумка сцены перестрелки, что называется "без палева", в подземке между Уиком и Кассианом. Надо было её еще чем-то обогатить. Опять же юмором. Или пусть бы они по телефону в это время переговаривались.
  • Камео Лоуренса Фишберна. Камео не обязательное, на самом деле, но фанаты "Матрицы" будут в восторге. Я далеко не фанат "Матрицы", но ход очень правильный, грех было его не использовать. Как с таблеткой в первой части.
  • Финальный замес - привет "Острову дракона". Его, правда, можно было бы подсократить, но все равно приятно.

Вопросы, пожелания, сожаления:

  • Странно, что киллер спокойно живет в доме без какой бы то ни было защиты, не боясь мстителей.
  • Уик изначально ввязался мясорубку, потому что у него взорвали дом за то, что он не сдержал свое собственное слово. В общем, как в анекдоте: дяденька, вы не феномен, вы мудозвон.
  • По поводу дома. Давайте я вам опишу суть проблемы: брат заказывает Уику свою сестру, этот факт не особо скрывая, но сам он не может её убить, "потому что она его родня и он её любит". Хотели показать картинную беспринципность - показали, удалось. Уик отказывается от дела, и этот братец с легкостью взрывает Уику дом, с Уиком же на борту, но не убив его. Почему таким же способом не воспользовался в дальнейшем никто из киллеров - загадка. Далее идет подстава Уика, чтобы показать, что братец не причем и мстит за сестру. Но это выглядит крайне бредово, потому что каждая уборщица в курсе кто настоящий убийца.
  • Отсюда всегда интересовал момент: как решается вопрос утечки информации, когда все всё и обо всём знают, кто кого куда пошел убивать. Можно сослаться на очередное правило кодекса, но хотелось бы альтернативный вариант.
  • У Джона Уика нет никакого внутреннего мира, он не шутит (это ужасно, когда главный герой без чувства юмора, это смерть для героя), не улыбается. Да и остальные персонажи тоже юмором не блещут.
  • Уик - единственный обладатель пуленепробиваемого костюма. У остальных нет даже старого доброго бронежилета.
  • Попытки Уика соскочить с киллерской дорожки выглядят как прощальный тур "Scorpions".
  • Все враги Уика – криворукие и чудовищно глупые киллеры-неудачники, один он Д’Артаньян.
  • Никто не снимет Уика из снайперской винтовки, никто не закидает гранатами, все норовят войти в тесный контакт, как пелось в песне - "слегка соприкоснувшись рукавами", и умереть.
  • Полиции в фильме нет.
  • Основным активным антагонистом выступил Кассиан (рэпер Коммон), который своего персонажа не вытянул. "Обаяния" не хватило. Девушка-киллер в исполнении Руби Роуз беспричинно и излишне яростная, но почему, зачем - никто не знает. Амбиции? Мозговая болезнь? Гормональный сбой? Пару слов бы об этом. А главгад, которого играет Рикардо Скамарчо, просто очередной лубочный злодей с неприятной рожей из какого-нибудь фильма про Бонда периода Броснана. Короче говоря, достойного соперника нет.
  • Пушку в любом переходе же можно купить, разве нет? Зачем эта тема про "7 пулек за 7 миллионов", кроме как для пафоса и сюжетного костыля?
  • В одном фрагменте Уик стреляет в голову врагу, не боясь прострелить себе ногу. Странно. Наверное снова пуленепробиваемый ботинок или сверхспособности.
  • В перестрелке в музее я бы сделал другую музыку.
  • Перестрелок много, в какой-то момент утомляют, потому что изобретательность кончается быстро.
  • Рукопашные схватки корявые. Ничего не запомнилось, хотя были и ножи, и партер. Но, что они есть, что их нет. Я думал, будет лучше.
  • Концовка. "Кто бы ни пришел, я их всех убью, всех до единого". Блин, как же ты надоел. Ты не достоин того, чтобы соскочить, не достоин сопереживания, не достоин семьи. Похоже, что не сильно-то ты об этом и мечтаешь. Скорее всего, ты хочешь покоя. Но я тебе не верю и не хочу болеть за тебя, Джон Уик, я не знаю, чем ты живешь, о чем ты думаешь, и что тебе надо. Загадочность и глубина личности? Нифига, за душой у тебя ничего нет. Мы почему-то так должны полюбить главного героя, но за что? Возможно, извечно каменное лицо Уика – это какой-то стеб над жанровыми штампами, но мне что-то не смешно. И еще, после того как Уика объявили экс-комьюникадо, он не должен был трусливо бежать под драматическую музыку, боясь получить пулю. Он должен был героически уйти в красивую арку после разговора с Уинстоном (МакШейн), а дальше сразу крупным планом штамп в его личном деле и титры.

Фильм сделан хорошими технологами-ремесленниками для того, чтобы зритель выплеснул адреналин и оторвался после офисной нудной работы, но его достоинства и крутость изрядно преувеличены зрителями и критиками в ситуации почти полного безрыбья. Он красивый, но пустой. А между тем впереди третья часть.

  • Похожие записи
  • Предыдущее из рубрики

Комментирование закрыто.

Вы должны быть зарегистрированы и авторизированы для комментрирования.