Интервью постановщика боевых сцен фильма "Скиф" Фёдора Старых для FIGHT-FILMS.INFO

В преддверии премьеры отечественного исторического фэнтези-боевика "Скиф" мы взяли интервью у постановщика боевых сцен фильма Фёдора Старых, который поделился множеством интересной информации из своей биографии и рассказал нам о фильме "Скиф" и о своём вкладе в него.

- Здравствуй, Фёдор! Благодарим за возможность взять у тебя интервью в преддверии премьеры фэнтези-фильма "Скиф". Первым делом, расскажи, пожалуйста, вкратце о себе, чтобы мы побольше узнали о твоём опыте в каскадерской сфере. Какие боевые искусства ты изучаешь? С какого начинал и к какому пришёл? Расскажи о наиболее значимых кино-проектах в твоей карьере. 

Здравствуйте, друзья и братья по любви к экшн-кино! История долгая, но если просто и вкратце, то я с детства увлечен и очарован Боевыми Искусствами и кино. Особенно Брюсом Ли. Всегда был спортивным ребенком, а когда подвернулась возможность - тут же пошел в секцию точить мастерство и осваивать долгожданные навыки, увиденные на экране в боевиках 80х-90х. Сперва это было дзюдо, так как мест в секции вожделенного каратэ уже не было. Чему я, кстати, несказанно благодарен. Борьба - великий навык для бойца! Да и просто - это самое первое и базовое, что есть в природе и в культуре практически каждого народа Земли. Затем в 13-14 лет я наткнулся на секцию реального традиционного Кунг-Фу (Ушу) в его первозданном, дореволюционном виде (до разгона и уничтожения мастеров Китая «красными»). Тогда меня подтолкнули к поискам фильмы Джеки Чана.  Попались две кассеты: «Доспехи Бога 1,2» и «Разборка в Бронксе». Во второй части «Доспехов» есть эпизод, когда Джеки показывает каким-то аборигенам движения с копьем, и одна из героинь фильма гордо говорит другой,  что «это Китайское Кунг-Фу!» И я случайно (а, может, и нет) нашел секцию у себя в городе и решил, что уйду в кино, буду сниматься в боевиках. Но сперва нужно дойти до уровня не меньше Черного Пояса, как у известных экшн-актеров того времени, и уж тогда идти покорять Голливуд. Тот момент я считаю решающим и поворотным на своем пути в кино. Черный пояс я получил (1й Чже(Дан). Федерация кунг-фу, в которой я занимался -это Кунг-Фу (FEKAM), штаб в Италии. Параллельно, к счастью, у нас был Армейский Рукопашный Бой. Секция была совмещенная. И это дало понимание того, что из Кунг-Фу работает в бою, а что совсем фантастика. Позже уже было много всего. Попал на волну брейка и там напитался интересными навыками,  занимался акробатикой и немного паркуром. Боевые дисциплины расширял как мог, а понравившиеся элементы впитывал в себя. Благо спортивная база была заложена хорошая и переключаться на новую специфику было достаточно просто. Да и вообще понял, что просто люблю осваивать разнообразные сложные навыки. Недавно получил Зеленый Пояс в Тхэквондо WT исходя именно из этой философии.

-Давно ли ты занимаешься конкретно постановкой боевых сцен или твой опыт в кино начинался с какой-то другой деятельности? Как ты вообще попал в киноиндустрию?

Если говорить о том, как я пришел к постановке боев, то мы с друзьями во дворе были фанатами и делали постановки в стиле боевиков еще в детстве. Потом уже пошли выступления на фестивалях, когда занимался Кунг-Фу. А когда 2004 году попал в кино, то однажды сложилась ситуация,  что в команде не было специалиста по боям и это место досталось мне. Там и пошло уже практическое применение для кино моих знаний и умений. Поначалу это были не особо интересные сцены в обычных российских фильмах и сериалах. Даже рассказать особо нечего, потому что тогда я постоянно со всех сторон слышал, что эти все бои «никому не нужны и блаблабла…». Но как оказалось все это нужно и можно. Просто те люди сами этого не умели и поэтому не знали, как это применять и продавать в кино. Спустя время я познакомился с единомышленниками, с которыми дружим и работаем сейчас. И мы все вместе постоянно старались вынести свои знания и умения на экран в виде зрелищных боевых сцен. В кино я попал в период, когда нужно было утверждаться в выборе дальнейшей деятельности в жизни. Я учился в МГТУ им. Н.Э. Баумана, но чувствовал, что не смогу быть инженером всю жизнь. Поискал в интернете информацию о трюковых командах. Тогда, благодаря шоу «Трюкачи» на Первом канале, я узнал о команде «Мастер», а остальная информация была недоступна. Но в какой-то момент мне на глаза попался сайт другой команды и на нём как раз проводился набор в группу. Я решил попробовать. И после нескольких тренировок меня стали брать на работу. Ну, а потом и отправлять на площадку руководить постановкой сцен боев. Так и закрутилось.

- Второй вопрос касается твоих любимых экшн-фильмов. Есть ли какие-то картины, которые тебя особо впечатлили?

 Очень люблю этот жанр! Знаю его хорошо и обладаю широким вкусом, поэтому тяжело выбрать самые-самые из всех. Что касается файтингов, то до сих пор сильно впечатляют фильмы золотой эры Гонконга 80-90х. Все фильмы того времени Джеки Чана, Само Хунга, Йен Ву Пина, фильмы с Джетом Ли и Донни Йеном, фильмы Лау Кар Ленга и многие другие того периода. Из особенно любимых в плане Боевых Искусств очень люблю два фильма: «Кулак Легенды» Йен Ву Пина с Джетом Ли в главной роли. Боевые сцены там просто гениальны! И на таком же уровне для меня стоит «Пьяный Мастер 2» Джеки Чана. Великолепный фильм с великолепными сценами поединков. Фильмов, конечно, немало. Трудно выделять. Все разные и каждый из них не зря стоит в ранге шедевров. Еще одну серию фильмов отмечу особенно, поскольку это было чуть ли не первым впечатлением в жизни относительно фильмов с крутыми боями. Это фильм «Храм Шаолинь 3» с юным Ли Льян Цзе (Джетом Ли) и всей сборной Ушу Китая того периода. У нас его показывали отрывками в киноальманахе «Вокруг Света». И это было фантастически! До сих пор смотрю с огромным наслаждением.

- Есть ли среди твоих любимых - фильмы отечественного производства? И кто из актёров боевого кино тебе нравится: из старой гвардии и новой?

Есть несколько безоговорочно крутых и любимых мной фильмов. Это серия «Неуловимые Мстители», настоящий крутой экшн! Конечно «Пираты 20-го Века», невероятный шедевр. «Не бойся, Я с тобой!» Юлия Гусмана, где было много всего, но еще и было показано каратэ. «В зоне особого внимания» и «Ответный Ход» про учения наших десантников и возникшие в ходе учений приключения. «Непобедимый» с Андреем Ростоцким, об основателе Самбо, Анатолии Харлампиеве. Его же фильмы «Зверобой» и «Мужская Компания». Конечно же, «Фанат» с Алексеем Серебряковым. Еще «Тридцатого Уничтожить», «По прозвищу Зверь». И был еще такой ультра-самобытный фильм - «Человек в Зеленом Кимоно», в котором был показан многостилевой файтинг, в котором все бойцы были чуть ли не как в Мортал Комбате: у каждого свой стиль, свой костюм и все между собой дерутся. В общем, много достойных фильмов было! Из современных хочу отметить фильм «Монах», снятый сборной по ушу России. Это очень крутая работа, особенно для неопытных и «некиношных» людей. Часть команды фильма пошла и дальше в кино. Александр Соловьев, например, сейчас один из самых выдающихся и уважаемых мной постановщиков трюков в России. Из актеров экшн-кино многие круты и интересны и являются для меня реальными героями. Если снова вернуться к разговору о зарубежных актерах, то начну с Брюса Ли -  это не просто актер, а целое стихийное явление, навсегда поменявшее мир кино. Если бы не он, неизвестно как долго мы бы смотрели старинные постановки боев, традиционные для Гонконга и Голливуда. Человек, изменивший все и до сих пор оказывающий влияние на мир Боевых Искусств и экшн-кино. Конечно же, нельзя пройти мимо этих безумных выходцев из одной школы Пекинской Оперы: Джеки Чана, Саммо Хуна, Юэнь Бьяо, Юэнь Ва. Эти мужики рванули - так рванули! Золотой стандарт боев во взрывной и трюково-акробатической манере Гонконгского стиля был установлен именно ими. Вот уже практически 40 лет этот стиль держит всех в своем очаровании. Конечно Донни Йен, Джет Ли, Джеки Ву, Гордон Лью, Лау Кар Лен, Синтия Ротрок, Мишель Йео и все остальные оказали большое влияние. Из западных в свое время - ЖКВД, Стивен Сигал, Билли Блэнкс, Кейт Кук, Марк Дакаскос, Чак Норрис, Дон "Дракон" Уилсон, Дольф Лундгрен и многие другие, кого не хочется упустить и кто влиял на формирование вкуса в экшн-кино. Из современных – это, безусловно, Тони Джа, но только времен фильмов «Онг-Бак» и «Том Ям Гун», Джейсон Стетхэм, Скотт Эдкинс, Ико Ювайс. Отмечу крутых ребят и наших друзей из ReelDeal  - Джан Айдин, Ча Ли Юн и Фон Гиан. Крутые чуваки! И скоро о них заговорят все. Я уверен.

- А что на счет постановщиков экшен-сцен? Есть те люди, на которых тебе хотелось бы равняться, как специалисту в этой области?

 Очень нравится мастерство работы и уровень фантазии Юэнь Ву Пина. Невероятный мужик и художник экшн-сцен! Нравится стиль Донни Йена последних лет, хотя не знаю точно, сам он ставит бои или просто редактирует. Очень нравятся бои в сериале «Банши», правда, я тоже не сумел выяснить кто же этот красавчик, поставивший такие крутые сцены. Мне очень импонирует этот стиль. Настолько настоящий и при этом зрелищный и эмоциональный. Настоящая драма в бою. В последнее время мало кто нравится, но бывают прорывы. Сейчас очень большое количество проходных фильмов с проходными и поверхностными постановками, в которых больше трюков и меньше самого боя. И когда на фоне всего этого я вижу нечто подобное сериалу «Банши» - влюбляюсь сразу!

- А теперь перейдём к обсуждению основной темы нашей беседы. Скоро премьера "Скифа". По жанру это псевдо-исторический экшен. За последние несколько лет этот жанр снова набрал популярность у российских киноделов: выпущены такие громкие проекты, как "Викинг" и "Легенда о Коловрате". Думаем, что нас и читателей заинтересует, есть ли у "Скифа" какие-нибудь отличительные черты от вышеназванных фильмов? В чем они заключаются?

Не хочу в таком формате сравнивать. Все эти фильмы хоть и «исторические», костюмированные, но разные по жанрам. Сходство есть разве что с «Легендой о Коловрате» в том, что и «Скиф» и «Коловрат» фильмы жанра «исторический экшн». На этом все сходства заканчиваются. «Скиф» по жанру и атмосфере близок к классическим самурайским приключенческим боевикам, как их называют иногда  - «Вестерн с катанами». То есть, это приключенческий сюжет с крутыми мужиками, сильными поступками и радикальным решением конфликта: либо противник убивает тебя, либо ты противника. Всегда на кону Жизнь или Смерть. Снят фильм полностью в живых декорациях, с любовью к природе и живописи. Наш оператор, Дмитрий Карначик, невероятный художник. То как он смотрит на мир - восхитительно! Мне его работа напоминает картины Айвазовского. Романтика природы и персонажей. Режиссер фильма, Рустам Мосафир, обладает очень интересным ощущением этого материала, эпохи, атмосферы. Каждый из миров, в которых по ходу сюжета оказываются герои, абсолютно самобытен и наполнен своей живой атмосферой. Было очень интересно наблюдать, как со сценария все переходило в живые образы, костюмы и декорации. Так же кастинг. Целью Рустама было найти настоящих мужественных актеров, которым даже «играть в мужика» не надо. И ему это удалось на сто процентов. Каждый персонаж в фильме полностью соответствует своей роли и максимально попадает в образ. Не пройду мимо и главной женской роли - Василиса Измайлова излучает с экрана настоящую женскую силу и очарование. Было непросто найти такую актрису под такую эпоху, актрису с потрясающей естественной красотой. И в итоге все это гораздо ближе к фильмам «Конан-Варвар», «Вальгалла: Сага о викинге», сериалу «Викинги», к игре «For Honor». Некая своя вселенная со своими правилами и взаимоотношениями, поведением людей и прочими деталями, дающими погружение в атмосферу фильма. Примерно так.

- Что же нам может предложить "Скиф"? Это 100% развлекательное кино или оно также хочет рассказать о каких-то важных морально-этических ценностях? Можно ли сказать, что съемочная группа, в том числе и каскадеры, вкладывали максимум энтузиазма и творческих сил, не относясь к процессу, как к "обычной работе"?

 Это фильм, прежде всего, о вечных ценностях человека: Чести, Любви, Мужестве, Смелости, Власти, о жажде справедливости, силе Духа. При том у каждого из персонажей эти понятия свои. Своя правда есть у всех героев фильма «Скиф». Основная творческая группа собралась из молодых людей, устремленных к качественному кино. Это новое поколение, которое, как и все увлеченные зрители и киногики, любит качественные фильмы и сериалы. И стремится делать кино настолько хорошо, насколько это можно в наших условиях. Каждый на этом проекте вышел за пределы собственных возможностей. Все задачи решались с таким подходом, чтобы преодолеть самого себя и взять новый уровень качества и сложности. Это был чудесный период, полный самоотверженности, слаженности и дружного воплощения всего лучшего, что есть в нас. Мы очень любим это фильм и надеемся, что наша любовь передастся зрителю. Это самое важное для каждого из нас.

- Следующий вопрос касается твоего непосредственного вклада в экшн-составляющую фильма. При просмотре фрагмента с Comic Con Russia 2017, бросился в глаза нестандартный подход к съёмке экшн-сцены, которая была снята в один дубль без монтажных склеек. К такому приёму экшн-постановщики прибегают не часто, и то в основном в зарубежных лентах. В российском кино вспоминается только одна подобная сцена - из фильма «Мы из будущего 2». И вдруг "Скиф" радует нас подобным стилем съёмки. Чьим было решение  снять сцену в один дубль? Как возникла эта идея? Можно ли говорить о влиянии зарубежных аналогов?

Как вы уже знаете, мы во всем стремились к новым вызовам. Боевые сцены не стали исключением. Однокадровые сцены - это всегда огромный вызов творческим возможностям. Либо все сложится в одном единственном удачном дубле, либо жди провала. Примеров масса, когда было и круто, и так себе. Самые выдающиеся сцены снятые одним кадром - это, конечно же, сцена боя молотком в «Олд Бой», сцена в «Том Ям Гун» с Тони Джа и в «Выжившем» от Инъяритту с ДиКаприо. Чтобы сделать такую сцену хорошо требуется невероятное количество репетиций, плюс работа оператора, который становится непосредственным участником хореографии, хореографии перемещений и движений камерой. Идея пришла в голову Рустаму и Диме. Они рассказали мне все, что им хотелось бы попробовать, и мы начали репетиции в зале.

- Сколько времени эта сцена готовилась?  

Эту сцену мы снимали в виде превиза трижды. Первый раз - монтажно и жестко. Второй раз уже одним кадром, помягче в плане насилия, но у нас была пара-тройка дней на все. Поэтому она ушла в корзину. И потом уже добрались до идеи сделать ее такой, как вы видели на презентации. К съемкам ее немного сократили, убрали пару эпизодов. Но все равно вышло необычно. На самих съемках случился форс-мажор. Пошли дожди, дороги к месту съемок размыло и процесс остановился на пару дней. В итоге те ребята, которые репетировали и накатывали сцену еще в зале, уехали по причине занятости на других проектах. Их срочно заменили другими. И это было серьезным риском для всей сцены. Решено было порепетировать немного, а дальше - накатывать все в режиме съемки. Я точно не помню, сколько дублей мы сделали. Всё не клеилось. Каскадеры на замене прошли слишком мало репетиций для такой сложной сцены. Либо в одном, либо в другом месте были ошибки, либо провисания, либо камера не успевала поймать движение. И вот, то что вы видите на экране - это последний дубль, получившийся в состоянии тотального напряжения нервов и сил под угрозой не успеть в световой день.… И получился он великолепно! Сложились, наконец, все кусочки пазла.

Не было ли конфликтов с остальными участниками сьёмочного процесса на этапе пост продакшена относительно того, как в итоге должны выглядеть экшн-сцены? Ведь, как правило, больше половины отснятого каскадёрами материала не попадает в фильм или беспощадно режется монтажом без учёта пожеланий постановщиков.

Описанная вами ситуация мне знакома. И мы постоянно страдали от потери качества на этапе между съемками и выходом на экран. В России очень слабо развита инфраструктура экшн-фильмов. Киноспециалисты у нас занимаются всем чем угодно. Особой специализации нет. А экшн-кино -  это технически очень сложный процесс производства, требующий быть специалистом именно в этой области. У меня уже давно созрело понимание важности правильной подготовки всей группы к максимально выгодному воплощению экшн-сцен в кино. И тут самое главное, прежде всего, полное взаимопонимание с режиссером, оператором и режиссером монтажа. А так же понимание продюсером важности подготовки всех сцен и обеспечения всех условий для этого. Тогда результат будет впечатляющим. А это у нас в кино пока еще большая редкость. Моими условиями, при котором я могу гарантировать хороший конечный результат, были: контроль съемки, ракурсов и движений камеры и монтаж сцен. И самое приятное, что мне не пришлось сильно долго объяснять ребятам, зачем это нужно. Оператор Дима Карначик лихо освоился со спецификой съемки и тем, что я имею в виду. Режиссер монтажа, Андрей Назаров, оказался первым человеком, с которым мы говорили на одном языке в отношении монтажа боев и трюковых сцен. Нам всем дико повезло, что собрались такие интересные и умелые люди. Конфликтов не было в принципе. Это был общий творческий полет «через тернии к звездам».

- Самый главный вопрос, Фёдор. Доволен ли ты конечным результатом собственногого вклада в экшн-сцены этого фильма?

Доволен. Особенно учитывая то, что это был мой первый самостоятельный фильм. На мне висело дикое количество нагрузки не просто по творчеству, но еще и по организации, сведению большого количества каскадеров к плавающему графику съемок, финансовым делам, и т.д. и т.п. Я рад, что не растворился в этих делах и сумел донести все задуманное до реализации. Всегда есть моменты, когда понимаешь что могло быть и лучше. Это нормальный процесс. Но если посмотреть на все сверху, увидев все события сопровождавшие создание фильма, то понимаю, что вышло самое лучшее, что возможно было сделать в этих условиях. Кино получилось таким, каким мы хотели его снять. Все мы. Очень интересно будет увидеть реакцию зрителя на фильм. И очень интересно мнение моих зарубежных друзей/коллег.

- Фёдор, представь, что ты находишься на пресс-конференции по случаю премьеры фильма "Скиф", где собрались журналисты со всей России. У тебя есть возможность максимально заинтересовать их предстоящим фильмом. Что бы ты рассказал и о чем хотел бы упомянуть в рамках такой пресс-конференции?

Я хочу, чтобы все увидели, что может получиться, когда собираются творческие люди, желающие бескомпромиссно воплотить свои идеи на экране. Новое поколение со своим вкусом устало от шаблонов в умах, что у нас невозможно сделать хорошее историческое кино, да и хорошее кино в принципе. Но все возможно. И результат вы можете увидеть на экранах кинотеатров 18 января. А после просмотра я бы с удовольствием услышал их мнение - удалось нам или нет.

- Большое спасибо за интервью и отдельное спасибо за долгие дубли без монтажа!

Ребята, огромное вам спасибо за эти вопросы! Видно вашу вовлеченность в жанр. И именно для фанатов экшн-кино наша команда старалась воплотить смелые идеи на экране. «Скиф» - не просто экшн. Это настоящее, полноценное игровое кино. Надеюсь, всем вам будет на что посмотреть. Где-то удивиться, где-то заплакать, где-то засмеяться, и вы выйдете после просмотра с целым букетом различных эмоций.

Специально для fight-films.info

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *