19 августа 2021 года в возрасте 82 лет от коронавируса скончался легендарный японский актер, режиссёр и мастер боевых искусств Сонни Тиба. В современном интернете его часто объявляют как актера из «Убить Билла» (2003), сыгравшего Хаттори Ханзо, но эта роль не отражает даже микроскопическую часть вклада Сонни в кинематограф.
Сонни Тиба (настоящее имя Садахо Маэда) родился 22 января 1939 родился в японском городе Фукуока и был третьим из пяти детей. Его отец был пилотом Воздушной службы Императорской армии Японии, а мать в юности участвовала в соревнованиях по легкой атлетике. Когда Сонни было четыре года, его семья переехала в город Кимицу, расположенный в префектуре Тиба.
В школе учитель физкультуры посоветовал Тибе (тогда еще Садахо Маэде) заняться художественной гимнастикой. В результате Сонни участвовал в четырех спортивных чемпионатах префектуры Тиба. В старшей школе он продолжал заниматься спортом и на третьем курсе выиграл Национальный спортивный фестиваль Японии, став кандидатом на место в олимпийской сборной Японии, но травма спины помешала его олимпийской карьере. Примерно в этот период у Сонни просыпается интерес к кино.
В 1957 году Тиба поступил в Японский университет спортивных наук. Во время учебы в университете он начинает изучать боевые искусства у известного мастера киокушинкай карате Масутацу Ояма. 15 октября 1965 года Тиба получает черный пояс первой степени, а через 20 лет – черный пояс четвертой степени. В дальнейшем Тиба получит 4 дан в ниндзюцу, 2 дан в годзю-рю, 2 дан в сёриндзи кэмпо, 2 дан по дзюдо и 1 дан в кэндо.
В 1960 году Тиба заявляется на конкурс талантов, организованный известной японской киностудией Toei, и с этого начинается его актёрская карьера. Именно тогда рождается его первый псевдоним Синъити Тиба.
Тиба стартует на телевидении в сериалах токусацу «Семицветная маска» (или «Спектральная маска») и «Посланец Аллаха», а его первой главной ролью в полнометражном художественном фильме становится фантастика «Вторжение людей с Нептуна» (1961).
Далее он снимается в криминальных боевиках про якудзу, где продолжает проявлять свои навыки боевых искусств, но прорывной ролью для него становится фильм «Уличный Боец» 1973 года, после которого вышли еще два сиквела. Это был мощный и жестокий боевик с возрастным рейтингом X, который не только не помешал Тибе показать себя во всей красе, а скорее наоборот - развязал ему руки. Считается, что приемы из этого фильма, показывающие увечья противников в виде рентгеновского зрения, повлияли на серию игр Mortal Kombat. С этого момента карьера Тибы взлетает, и он становится флагманом японских боевых искусств в кино, снимаясь в одном боевике за другим, выходящими на международный рынок. Именно тогда псевдоним Синъити Тиба с легкой руки основателя New Line Cinema Роберта Шея превращается в Сонни Тиба. В эти плодотворные 70-е годы Тиба открывает «Japan Action Club» - школу для японских актеров и каскадеров, в которой занимался звезда японского и мирового кино Хироюки Санада. Отдельно хочется отметить экранное воплощение Тибой своего учителя Масутацу Оямы в трилогии «Обречённый на одиночество» (1975-1977).
Криминальные боевики, самурайское кино, остросюжетные триллеры и театральная режиссура, постановка боевых сцен, воспитание молодых актеров и каскадёров - заслуги Сонни Тибы можно перечислять бесконечно. Вплоть до 2018 года он продолжал быть активным деятелем в сфере кинематографа, снявшись в более чем 180 фильмах. Квентин Тарантино называл «Уличный боец» - номером 13 в списке своих любимых фильмов жанра грейндхаус и в 2003 году позвал Сонни в «Убить Билла».
Первое, что бросается в глаза при просмотре фильмов с Тибой, особенно снятых в его молодые годы, это невероятная энергия и мощь, которая исходит от Сонни. Горящие глаза, ярость, фантастическая харизма - именно так и должен выглядеть главный герой в боевике!
Современному зрителю картины с Тибой покажутся наивными, но боевого кино как жанра попросту не существовало бы без таких персонажей. Многие называли его «японским Брюсом Ли» и да, определенная схожесть в подаче имела место, но все же Тиба был оригинальной и самодостаточной личностью, который казался на экране героем и антигероем одновременно и просто взорвал японский и международный боевой кинематограф.
И фанаты боевых искусств много бы отдали за то, чтобы свести Сонни и Брюса на экране. Может быть, они схлестнуться на небесах, кто знает?
Покойся с миром, Сонни.
С этим все сложно пока...
Спасибо за новость. Небольшая просьба, если несложно, можно давать ссылку на ролик не только…
ОДНАКО, если говорить о рукопашных схватках…то "Ударное Спасение" - лучшее, что делал Тони Джа…
Несдержался, посмотрел и я. Понятное дело без перевода, но это не главное .) Сразу…