Если кто-то читал мои прошлые рецензии, должен помнить (а может и нет), что я не поклонник этой франшизы, и считаю, что говорить о революции в жанре - преувеличение, однако отдаю должное проделанной работе Стахельски сотоварищи и понимаю, что популярность Джона Уика заслужена, особенно на фоне стагнации боевого кинематографа, и нынешним киноделам явно есть чему у него поучиться. При этом создателям Уика тоже есть куда расти, потому что на одном Ривзе и тотальном мордобое с перестрелками бесконечно выезжать не выйдет. Неудивительно, что Джон Уик уже после выхода первой части появился в качестве персонажа компьютерной игры, поскольку подача материала, мифология и вселенная Уика сконструированы таким образом, что разработчикам игр не нужно ничего придумывать, а нужно лишь перенести готовый шаблон. А во время работы над третьим фильмом Стахельски и Кольстад решили ухватить все веревочки богатства и подписали контракт на полноценный гейм, так как “Джон Уик 3: Парабеллум”
Логика развития экшн-франшизы подразумевает прогресс и увеличение градуса с каждым новым фильмом. Трилогия Уика построена так, что все фильмы расположены в хронологическом порядке и являют собой по сути один фильм, разбитый на три части. И “Парабеллум”, по идее, - это что-то типа кульминации ( неизвестно, что предполагается в объявленной четвертой части, но, судя по всему, в ней Нео и Морфеус будут воевать против системы). В этом и заключалась основная ответственность Стахельски: удержать, дотянуть и сделать как бы Уика в кубической степени. К тому же, еще во время выпуска первого фильма, посыл всей команды выглядел как гордый вызов аутсайдеров: смотрите как мы, каскадеры, можем снять экшн без всяких там мейджор решений и продюсерских влияний. Учись, прогнивший и прилизанный Голливуд! Вот именно эти два момента сыграли с создателями злую шутку. В результате они уперлись в одну мишень и получился явный перекос в сторону концентрированного ремесла и сферического боевика в вакууме. В результате с Уиком начало происходить то, что произошло с “Рэмбо” и “Форсажем”. Теперь - это гипертрофия жанра, почти лишенная смысла. Пройдусь галопом по некоторым пунктам, чтобы очертить детали.
- Я, конечно, понимаю, что экшн. Я понимаю, что героям два часа надо что-то делать. Но почему все киллеры, зная, что Джон Уик - это супермен, которого боится сам дьявол, лезут к нему в рукопашную, хотя достаточно было пустить пулю в лоб, сидя на ближайшей крыше? Может у них традиция такая есть, так хотелось бы озвучить. А как только враги оказываются рядом с Уиком, то, видимо, под воздействием страшной энергетики “Бабы-Яги” начинают его уважать и падать ниц, отчего тут же умирают, либо в приступе пиетета (или внезапного слабоумия) нападают по одному, теряют навыки дальнего и ближнего боя, а уж о том, чтобы попасть в него из пистолета с двух шагов или метко бросить нож и речи быть не может. Только Уик красавчик, только монополия, только его золотые руки убивают, только его ножи долетают, только его пули попадают. “Весь мир против Уика” - вот, казалось бы, пора начать переживать за него, вот наконец-то достойный противник. Но нет - ноунэймы и статисты ложатся мертвыми кучками как по щелчку. Попахивает уже не “Горячими головами” с пародией на “Коммандос” и “Рэмбо”, но даже Невским, а это уже признак трупного запаха.
- Если в первых двух фильма все эти векселя, монетки и прочие колоритные цацки казались классной задумкой, то в “Парабеллуме” этот ларец с бабушкиным приданым напоминает спасительные сюжетные костыли. Вексель закончился, есть крестик, крестика нет, есть клятва, клятвы нет, есть какое-нибудь секретное правило. Короче, герой все равно выкрутится, ведь у него карманы набиты всякой символической требухой и мерчем с логотипом клана. Тем более, все его так любят, так боятся и восхищаются им до оргазма.
- Джордани Йовонович? Дитя Беларуси? Господи, что это такое?? Когда же это все кончится?? Остановите разжижение мозга, я сойду!
- Обратите внимание: в начале фильма на доске в диспетчерской, куда помещают табличку с именем Уика как первого в рейтинге эскомьюникадо, в основном одни русские фамилии. То ли мы такие беспредельщики, то ли это очередные санкции... В принципе, объявление кого-то экскомьюникадо - это тоже своего рода санкция. В таком случае может ли являться приглашение Зеро импортозамещением? Пишите об этом в комментариях :)
- Уик требует верности слову от героинь Хьюстон и Бэрри, при этом сам нарушает все правила и не держит ни одного своего слова еще со времен первой части: киллерское братство к такой-то матери послал и соскочил, слова по кровному векселю не сдержал, правила Континенталя нарушил, и того, кто с него изначально слово спросил - прибил. Какому-то старейшине (кто это, почему он старейшина, если ему лет 40, почему он в песках и похож на Алладина?) тоже клятву дал, да еще вместе с пальцем, но тоже не сдержал, зря только палец потратил и кольцо просрал, символизирующее память о жене. Но о жене чуть позже.
- Если продолжать углубляться в тему правил, то они в фильме словно созданы для того, чтобы их нарушать. Все в этой трилогии бесконечно твердят о нерушимых правилах, при этом попирая их каждую минуту, как на вдох и выдох. По-моему, пользовательскому соглашению при установке софта на компьютер и то следуют больше. И даже главный судья в конце концов нарушает свои же правила, потому что... не может одолеть Уика в стенах Континенталя. Да ракетой бы уже их взорвали, в чем проблема-то? Судья - это представитель глобальной, мировой сети киллеров, а не местечкового ЖЭК-а, а Континенталь - это представитель этой самой сети, который плюнул на всеобщее правило, а не районный Дом Культуры, где пьяный Дед Мороз водил хоровод и по пьяни намотал на елку сына депутата.
- Финальный диалог с Уинстоном - мутный, примитивный, пафосный, уровня сериалов канала “Домашний” и по идее должен быть ключом интриги. Он должен был обнажить внутренний мир Уика, еще раз подчеркнуть отношение между ним и Уинстоном, но участь этого диалога - перемотка вперед. “Тебя послали убить меня, но ты меня не убьешь, но я буду жить с памятью о жене, но зато ты умрешь настоящим мужиком…Вообще, примитивность диалогов и отсутствие хоть какой-нибудь мало мальской афористичности фраз тянется еще с прошлых частей.
- Упоминание жены Уика и память о жене Уика выглядит как издевательство. Жена, о котором мы знаем только по плохой фотографии, память, которую он уже сто десять раз осквернил, убивая всех подряд, ради которой готов убить человека, к которому у него есть уважение и симпатия, при каждом удобном и неудобном случае ноет о том, что ему нужно жить, чтобы лобзать фотографию. То есть, драматургически это типа символ человечности Уика: смотрите люди, он не машина, а человек который любил и был любим, он скорбит и на самом деле внутри зайчонок.. Ах нет, есть еще любимая собака. Ммм… это фиаско, братан.
- А финал? Я так понимаю, героя спас его чудо-бронекостюм. Или фальшивые пульки? Очень сомнительный тест-драйв, конечно. И сомнительность спасения, если только Уик не Росомаха. Представляете, если бы бракованный костюм попался? Упс.
- Холли Берри в фильме хороша, старается, прыгает, дерется в кожаных штанах, только вот в драматических сценах несколько переигрывает и тоже, кстати, была готова свое обещание нарушить. Сцена с собаками интересна, но почему собачки натасканы в основном на мужские яйца? Вот так заведешь себе такую, попросишь её тапочки принести, а она...
- Сцена с лошадьми, кстати, тоже неплоха, да и вообще звери и птицы в фильме интереснее людей. Но только под конец боя лошади стали дрыгать ногами прямиком в лоб врагов от одного лишь геройского поглаживания. Руки, кажись, у него холодные. Или может, лошадки помнят чего….
- Сценаристов в фильме аж 4 человека. Чем занимался этот квартет, если сценария нет совсем?
Третья часть обнажила не только проблемы подхода Стахельски “скажи сценарию - нет, а экшену - да”. Она показала, что на данном этапе Киану, увы, не тащит. В первых двух фильмах серьезным противником Ривза был только Дэниел Бернхардт, который к тому же был практически слит, а финальные бои главного героя были с Нюквистом, рэппером Коммоном, Руби Роуз и разными непонятными статистами. В этот раз список противников вышел больше и совсем иного качества. Чечеп Ариф Рахман, Яян Рухьян, Тайгер Чень, Роджер Юань, Марк Дакаскос, наконец. С большинством этого списка у Уика полноценные бои, а не мелкие стычки. И даже класс ноунэймов заметно вырос, тот же Кан Эйдин в конюшне сделал всего пару тройку ударов, но мы уже видим уровень. Никто не спорит - Ривз трудяга и молодчага, делает почти все самостоятельно, учит сложнейшие трюки, связки и приемы, постоянно совершенствуется, что далеко не многим актерам дано, но говорить, что он быстр и грациозен - это “пытаться засунуть лифт в игольное ушко”(с). Предел в данной ситуации был неизбежен, и вот Ривз столкнулся с профессионалами, которые вынуждены замедляться, ждать его реакции, подстраиваться под бускующую динамику, наступая на горло собственной песне. И Уик, со всей его крутостью и непобедимостью, выглядит как корова, медленная и неповоротливая. К тому же, хореография Стахельски очень сильно унифицирует персонажей, делая их одинаковыми, плюс этому способствует их внешний вид: они все в черном, половина из них лысая, большая часть восточного типа. Единственный, кто отличается - это Дакаскос, но это из-за давно сложившейся и узнаваемой манеры двигаться, Стахельски тут не причем.
Кроме того, тонны постоянного пафоса и бравады делает хореографию похожей на балаган. Какова главная задача киллеров? Убить Уика. Но первая двойка игроков в стеклянном зале почему-то начинает кидать дешевые понты и играть с Уиком, вместо того, чтобы убить его после первых двух ударов, ибо шансы им преподнесены на блюдечке. Придя им на смену, Рухьян и Рахман тоже постоянно целуют Уику задницу, рассыпаются в комплиментах, спасают его, подают руки, кланяются в ноги и перебрасываются ироничными репликами, вместо того, чтобы убить. В результате Уик, передвигаясь словно бухой и раненый медведь, каким-то чудом финиширует их, тускло, неубедительно, почти случайно, при помощи ремня и волшебных неспадающих штанов. Задумка ясна - соперники считают Уика легендой и кумиром и чтут за честь сражаться с ним, получая благоговейный кайф от каждой секунды, но вопрос жизни и смерти, инстинкт самосохранения, 14 миллионов награды и здравый смысл никто не отменял.
Крайне радует возвращение Дакаскоса, который давно не получал крупных ролей в приличном кино, да еще и сильно перепачкался в Невском. Видно, что он, в отличие от остальных, работал над ролью, пытаясь наполнить её объемом и внутренним движением, драматургией, характером и даже комедийными элементами. Но, во-первых, экранного времени для того чтобы раскрыться полностью у него было недостаточно, а, во-вторых, сюжет фильма не предполагал перетягивание одеяла на себя и вообще какие-либо актерские откровения. Из-за этого некоторые решения выглядели сырыми и неуместными, а какие-то наоборот - давали намек на двойное дно персонажа, о содержании которого нам остается только догадываться. Отдельно остановлюсь на комедийной составляющей роли Дакаскоса, в частности на его признании в любви к главному герою. Поначалу мне показалось это лишним, нелепым, приземляющим Зеро. Но потом я понял, почему так произошло и почему это резануло мне взгляд. Зеро - единственный источник хоть какого-то юмора в фильме, потому что кроме этой сцены и фразы Холли Берри: “Сидеть”, в “Джоне Уике 3” нет юмора вообще. Дакаскос хоть как-то спасает эти ужасно серьезные щи. В итоге мы имеем, пожалуй, самого яркого и нешаблонного злодея трилогии. Увы, когда дело дошло до боя, то к концу фильма устал не только зритель и сам Уик, но и окончательно закончилась фантазия у создателей. Бой оказался довольно вялый и поверхностный, много ненужных пауз, дешевых эффектов, типа появления из темноты, и неполучившегося саспенса, хореографии не хватило цельности, а победа Уика опять же крайне неубедительна, плюс Зеро, как и прочие противники, игнорирует все шансы убить Уика, оставляя его в живых при каждом удобном случае, иначе фильм закончился бы через пол часа. Стахельски, вы чего? У вас в руках Дакаскос, который в свои все 55 все еще в форме и может творить боевую красоту! Или боитесь, что Ривз совсем потеряется на его фоне? Так пораскиньте мозгами, пусть победит хитростью. Или даст Зеро слово, что не убьет его, а потом не сдержит, как он это умеет.
Аналогично с финальной перестрелкой в Континентале - скучнее и безыдейнее стрельбы я давно не видел, да еще и под Вивальди, что давно уже не референс к классическим боевикам, а моветон.
Что еще сказать? Красивейшая картинка и усиленный каст в лице Марка Дакаскоса, Анжелики Хьюстон, Холли Берри, индонезийского десанта и уже знакомых нам Лоуренса Фишберна и Иэна МакШейна не могут сделать из “Джона Уика 3” больше, чем просто боевик снятый каскадерами. Можно долго восхищаться ночным городом и переливающимися неоновыми огнями, грандиозной архитектурной в кадре, богатством интерьеров Континенталя и сшитыми на заказ дорогими костюмами героев, но что в сухом остатке? Джордани Йовонович, дитя Беларуси? Ой, я вас умоляю...
Чем белорусская девушка не понравилась я не понимаю. У дочери в классе учатся вполне себе россиянки Линда Копылова и Оливия Бессонова.
Всё так. Фильм по большей части разочаровал.
Я бы не сказал, что за юмор здесь Дакаскос отвечает, тут по этой части уместны Фишберн и МакШейн, но то, что бой с ним был слит это факт, так же как и бой с Кай Эйдином. Ну просто не дали раскрыться, и показать то, на что они реально способны.
Ой плюсую! Всё так!
Хорошо разнёс. За дело. После второй части было любопытно, что придумают дальше. Вышло глупо и скучно.