Сегодня редакция FFI рассмотрит победителей в номинациях “Фильм с боевыми искусствами 2021” и “Камбэк 2021”. Интересно, что многие из представленных фильмов мы уже анализировали в прошлых статьях, поэтому в этой публикации попробуем посмотреть на них с другой стороны. Погнали!
Фильм с боевыми искусствами 2021
Перекрестный огонь (реж. Бенни Чан) (21%, 35 Голосов)
Победа “Перекрестного огня” в номинации “Фильм с боевыми искусствами” несет в себе больше парадоксов, чем закономерностей. Начнем с того, что боевых сцен в картине по сути всего две, ну, или с натяжкой две с половиной, если массовую драку Донни Йена с бандитами в хижине и последующий бой против Бена Лама считать за два самостоятельных поединка.
Второй парадокс вытекает из первого, и состоит в том, что бой Донни VS Лам, а это сюжетно промежуточный поединок, разбавивший 1,5 часовое скучное лицо Донни в галстуке, местами выглядит драматургически интереснее и бодрее, чем финальный бой Йена против Николаса Це. Это вообще как, ребята?
А вот так. Однозначно, после долгой эпопеи с "Ип Маном", зрители наконец-то дождались, когда Донни снова облачится в гражданское (а, точнее, полицейское) и задаст всем жару в своем классическом когда-то амплуа. И уже черт с ним с количеством файтинга, главное, пусть будет драматический Донни в бронежилете, со складной дубинкой, миксующий техники и делающий двойные удары ногами в прыжке.
И все это в фильме есть, пусть не в избытке и не так ярко, как это было в “S.P.L. Звезды судьбы” (2005) или “Горячей точке” (2007), но ностальгическая и благоговейная дрожь должна пронестись по зрительским спинам, плюс не забывайте делать пенсионную поправку на боевую хореографию, ибо Донни уже далеко не молод, и многие его сверстники на физиолечение и электрофорез ходят как к себе домой.
Отдельно надо признать, что Донни всегда везло на боевых противников и условно с “не пойми кем” он никогда не дрался. В этом отношении Бен Лам планку держит довольно высоко, а Николаса Це можно уверенно ставить в один ряд с Джеки Ву и Колином Чоу, во всяком случае по актерской игре уж точно. Его хищное аристократическое лицо и циничные ухмылки дорогого стоят - злодей он отменный.
Понятное дело, что “Перекрестный огонь” ожидания не оправдал, и Донни в нем скорее тень самого себя, и ладно хоть не призрак, но, слава богу, что это не “Выход жирного дракона 2” или что-нибудь в таком роде.
Шан-Чи и легенда десяти колец (реж. Дестин Дэниел Креттон) (16%, 26 Голосов)
Тем, кто не видел подкаст нашей редакции, где, кроме всего прочего, мы обсуждали и блокбастер “Шан-Чи и легенда десяти колец” - советуем посмотреть. В нем речь велась о том, что наконец-то большой и высокобюджетный Голливуд обратил свой взор на боевые искусства, сделав их центральной темой своего фильма, к тому же фильма из Marvel-овской франшизы.
Разумеется, актуальные киновселенные сильно шагнули вперед, а скорее даже, перестроились под влиянием времени, и тот же Капитан Америка или Бэтмен давно уже дерутся в кадре на высочайшем уровне, но это в большей степени ремесленная сторона. Когда же мы говорим про фильмы типа “Шан-Чи и легенда десяти колец”, то имеем в виду изменение концепта, где философия боевых искусств и мастерство персонажей становятся сюжетообразующими. Теперь главные герои и их противники не летают в небесах, сражаясь друг с другом и с бесконечными монстрами, которые в сотый раз хотят поработить планету, а показывают нам чудеса кунг-фу, отдавая дань классическим фильмам. Ну, а если и летают, то не в 90% боевого экранного времени.
Файтинг от покойного Брэдли Джеймса Аллана отлично адаптирован под эстетику супергеройского кино и возрастной рейтинг: он захватывающий и нескучный, в достаточной степени нейтральный и бескровный, но при этом драматичный.
Главному герою в исполнении Симу Лю немного не хватает яиц и харизмы, зато вполне хватает боевых умений. А если кадр нужно вытянуть юмором или актерской игрой, то в кадр врывается Аквафина.
Конечно, создатели долго терпели и, словно не удержавшись, выпустили таки под конец картины компьютерного дракона и летающих человечков, но тут уже вселенная обязывает.
Отдельно стоит сказать о старшем поколении актеров: Тони Люн и Мишель Йео блестяще справляются со всеми своими задачами, а на камео Юэнь Ва просто приятно смотреть.
В итоге - бодрое кино с хорошим потенциалом на продолжение, при условии что сохранится основной актерский каст и будет найдена адекватная замена Брэдли Аллана, а это сделать ой, как не просто. Гораздо сложнее, чем победить очередного Обитателя Тьмы.
Псих (реж. Канишк Варма) (15%, 25 Голосов)
Индийский “Крепкий орешек” скрещенный с “Круто сваренными” - так можно окрестить “Псих” с Видьютом Джамвалом в главной роли. Конечно, Джон МакКлейн не крутил сальто и вертушки, но в целом сюжетный вектор один и тот же.
Ассортимента локаций в период пандемии у создателей не было, поэтому обошлись одной больницей, но знаете в чем фишка? В том, что условно еще лет 20 назад “Крепкий орешек от индийцев” мог быть только наивной пародией с песнями и плясками, на которую блогеры снимали бы трэш-обзоры. А сейчас индийские боевики все чаще и чаще появляются у нас в новостях и подведении итогов года, что может говорить о двух тенденциях: с одной стороны, уровень индийского кино растет очень стремительно, а с другой - уровень, например, того же китайского боевого кинематографа продолжает если не падать, то стоять на месте. А Болливуд продолжает развиваться и впитывать в себя самые лучшие мировые достижения, безусловно сохраняя свои традиционные черты. Да, мы не раз говорили об этом и в прошлогодних итогах, но сейчас уже точно понятно, что это не случайность.
В смысле файтинга “Псих” не идеален и местами проседает, в первую очередь, потому что главный герой не всегда соответствует заявленному уровню - по сюжету Джамвал играет тренера по ММА, при этом выглядит и ведет себя как случайно оказавшийся в предлагаемых обстоятельствах танцор, посему в боях персонажи часто прыгают вокруг да около и не начинают плотно и серьезно драться. Зато стрелять из автомата герой умудряется довольно точно. Откуда что берется?
С другой стороны, у хореографии Энди Лонга, который в картине отвечает за рукопашку, есть главный туз в рукаве - нескрываемая любовь к Джеки Чану, что и понятно, ведь он член его каскадерской команды. И эти поклоны Джеки местами неожиданны, местами неуместны, но иногда очень точны по задумке и исполнению. Заметно, что силы в хореографию были вложены.
Еще, пожалуй, картине не хватает и яркого злодея. Антагонист в исполнении Чандана Роя Саньяла - слишком рефлексирующий гуманист, который, хоть и совершает злодейские поступки, вызывает недостаточное количество неприязни у зрителей.
Несмотря на это, “Псих” выглядит на 100% классическим боевиком, со всеми сюжетными ходами, хрестоматийными поворотами и жанровыми традициями. Есть ощущение, что Джамвалу стоит выходить за рамки индийского кино и пробовать себя в международных проектах.
Камбэк 2021 года
Хироюки Санада (Мортал Комбат, Армия мертвецов) (23%, 35 Голосов)
Несмотря на то, что в голосовании участвовало два фильма, рассматривать Хироюки Санаду в разрезе камбэка имеет смысл только в одном из них и это, разумеется, “Мортал комбат”.
И здесь мы видим не просто полноценный камбэк, а возможно, один из лучших образцов возвращения актера в родное амплуа за всю историю наших голосований.
Сейчас Хироюки Санада - солидный и уважаемый драматический актер, успешность карьеры которого, пусть и не всегда ровной, сомнения не вызывает. Временами он брался за меч (что почти неизбежно для любого японского актера в Голливуде), временами летал в космосе, но все это в рамках популярных широких жанров.
А в чем же камбэк? А в том, что будучи воспитанником школы Сонни Тибы, начинал Санада именно как экранный боец, снявшись в нескольких десятках файтинг-боевиков. Причем, реализовался он как боец универсальный, способный как лихо рубить головы ниндзя самурайской катаной, так и исполнять акробатические номера вперемешку с рукопашкой (и ногопашкой) на высоком уровне. Но на определенном этапе своей карьеры Санада переквалифицировался в драматического актера, причем, с возрастом даже несколько поменяв типаж, поскольку взрослел и старел японец поистине кинематографично, что далеко не каждому дано.
Спустя много лет блеснуть классическими умениями Санада должен был в третьей части “Джона Уика”, но роль форсмажорно досталась Марку Дакаскосу, а зрители особой грусти по поводу отсутствия Санады не ощутили.
И вдруг непостижимым образом нашего героя занесло в “Мортал Комбат” на роль Скорпиона, и многим казалось, что для этой вселенной он совершенно не подходит, да и вообще, зачем брать стареющего Санаду, который, что называется “совсем из другой оперы”, когда толпы экранных бойцов перегрызли бы себе глотки за эту роль и снимались бы за еду. К тому же, была опасность, что Хироюки просто потеряется рядом с Джо Таслимом или Льюисом Таном .
В итоге медаль перевернулась совершенно другой стороной и Хироюки Санада попросту затащил весь фильм как с точки зрения актерской игры, энергетики и драматической наполненности своего персонажа, так и с точки зрения боевой хореографии. Мы говорим это без преувеличения и красного словца - самый вменяемый файтинг и самый высокий уровень драмы дарит нам Санада. Оба его боя против Джо Таслима показывают в какой прекрасной форме он находится и в 60 лет делает почти всю работу без дублера, ни секунды не теряясь на фоне своего молодого коллеги.
Абсолютно заслуженное золото в этой номинации.
Джейсон Стэйтем (Гнев человеческий) (18%, 27 Голосов)
Надо признать, что суровый британец все это время не исчезал с экранов и не переставал сниматься в боевиках. Закат карьеры ему не светил и не светит, хотя он много лет стрелял в одну и ту же мишень.
Сравнивать его карьеру с карьерой того же Санады, говоря о каком-либо камбэке, кажется вообще неуместным. Однако, есть два важных момента, отличающие картину “Гнев человеческий” от других фильмов Джейсона Стэйтема последних лет десяти.
Начнем с того, что последняя полноценная лидирующая роль в боевике у него была 5 лет назад в фильме “Механик: Воскрешение”. В последующих работах он был либо на вторых ролях, разделяя экранное время с каким-нибудь другим главным героем, например, с Дуэйном Джонсоном, который заметно перетягивал на себя внимание и значимость персонажа, либо боролся с акулами. Видимо, страха, что эта рыбка перетянет на себя одеяло, у Джейсона не было, да и размерами она меньше, чем Скала.
А вот второй момент состоит в том, что “Гнев человеческий” - это возвращение на экраны тандема “Ричи-Стэйтем” после пятнадцатилетней паузы. А зрители, как выяснилось, заждались. Оправдала ли картина возложенных надежд? Для тех, кто ждал обновленного Стэйтема или наоборот, “старого” Стэйтема, озорного и диковатого, скорее всего, нет. Кто ждал любого Стэйтема лишь бы под управлением Ричи - еще куда ни шло.
Больше волос на голове у Джейсона не стало, выражение лица не изменилось, количество реплик у персонажа по-прежнему минимально, брутальность и безошибочность действий торчат из всех штанов.
Несмотря на то, что фильм является ремейком французского “Инкассатора”, от оригинала он сильно отличается и в целом довольно собирателен, а финальный замес вообще немного перекликается с другим ремейком - “Нападением на 13-й участок” с Итаном Хоуком и Лоуренсом Фишберном.
Из плюсов фильма надо отметить неплохие перестрелки и актеров второго плана: Джоша Харнетта, Холта Маккэлани и Скотта Иствуда, который заметно спрогрессировал.
В общем, это не хулиганский и психоделичный Стэйтем, а Стэйтем “как обычно”, а Гай Ричи как-будто ему просто подыграл. Зато без акул.
Шон Патрик Флэнери (Рожденный чемпионом, Атака на госпиталь ветеранов, В поле зрения) (14%, 21 Голосов)
Давным давно Шон Патрик Флэнери был подающий надежды молодой звездой, снимаясь в абсолютно разножанровых проектах. Примерно в начале нулевых его карьера пошла на спад и все это время с ней творилось что-то непонятное, но однозначно неудачное.
Другая сторона его жизни состояла из занятий и преподавания джиу-джитсу, в котором он добился высоких результатов, получив черный пояс в школе Грейси.
При этом, полноценным актером боевиков Флэнери никогда не был, и в экшн фильмах снимался лишь время от времени.
Но вот внезапно из малобюджетного вороха картин, словно цветок на свалке, вырастает “Рожденный чемпионом” - искреннее и ламповое кино об извилистой судьбе талантливого грэпплера. Фильм совсем не про драки и экранную боевую хореографию, а больше про драматургию и актерскую игру, а боевые искусства здесь просто красная нить. И пусть Шон Патрик Флэннери больше не красавчик и любимец женщин, но актер он по-прежнему отличный и обаяния не растерял. В итоге фильм взял заслуженное серебро в номинации “Спортивная драма” на нашем сайте.
Этим же набором качеств Шон вытаскивает и “Атаку на госпиталь ветеранов”, в котором, кроме как на главного героя, в картонных локациях больше не на что смотреть (на Уайта и Дакаскоса в том числе).
“В поле зрения” обилием достоинств тоже похвастаться не может, а Шон играет там главного злодея, немного нелепого, но в принципе убедительного, хотя финальный поединок мог бы быть и лучше.
В итоге три экшн фильма подряд, в каждом из которых у нашего героя три значительные роли. Да, это не топовые проекты, но хоть какой-то проблеск в карьере Флэнери, который, как нам кажется, законно тянет на камбэк.
Метки: Assault On VA-33, Born a Champion, Insight, Mortal Kombat, Raging Fire, Sanak: Hope Under Siege, Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings, Wrath of Men, Бен Лам, Бенни Чан, Брэдли Джеймс Аллан, Видьют Джамвал, Гай Ричи, Джейсон Стэйтем, Донни Йен, итоги боевого кино 2021, Николас Це, Подведение итогов боевого кино, Симу Лю, Хироюки Санада, Шон Патрик Флэнери
Что же касается Николаса Тзе, так его Джеки Чан ещё в конце 1990-х называл следующей главной экшен звездой Гонконга, но чувак неудачно вляпался в порноскандал со своей женой и дружбаном.
Дмитрий, эээ?!
Про "Перекрестный огонь" я не согласен. "Экшена" там хватает. Почему то все забывают круто поставленную сцену когда Тзе гонял на мотоцикле. Фильм, конечно, для "старых передовиков", но очень ностальгический и в старых традициях гонконгских боевиков 1980/90 х. Но странно то, что в современном Китае/Гонконге почему то кроме Донни Йеня в martial arts никого по сути и не осталось, при том, что в те же 1980-е в каждом фильме по десятку заезд было.
Дмитрий,
Мы рассматриваем фильм в номинации фильм с БИ. Мотоциклы не совсем сюда подходят)
Ravenside,
Понимаю, но чистых martial arts сейчас крайне мало, и по этому критерию, что бы только были одни драки, даже не знаю какой фильм бы и подошёл.
Дмитрий,
У нас как раз поэтому и 3 номинации - лучший боевик, лучший азиатский боевик (куда "Перекрёстный огонь" возьми и пропади) и лучший фильм с БИ, где должны быть фильмы с акцентом на БИ, но и сюда "Перекрёстный огонь" тоже возьми и попади. Ну, вот и приехали.