Подведение итогов боевого кино 2020: Спортивная драма и Камбэк года

Нас мало, но все мы в тельняшках! Мыши плакали и ругались, но продолжали жрать кактус! Или коротко о том, как мы пытаемся подобрать время на подведение ежегодных итогов боевого кино от FFI. Ох… где ж наши 25 лет… Но к черту рефлексию! Сегодня мы с вами разберем номинации «Лучшая спортивная драма» и «Камбэк года».

Спортивная драма 2020

Равно как и «историческая», «спортивная» номинация традиционно не очень популярна у голосовавших на сайте людей, что, однако, не изменяет того факта, что 2020 год для данного жанра выдался неплохой. Пожалуй, каждый из представленных в голосовании фильмов, способен чем-то заинтересовать. Но именно трио победителей могут похвастаться настоящими человеческими историями.

Нокаут (реж. Рой Чоу) (19%, 11 голосов)

Ах, если бы вы знали, как редакторы FFI любят проводить параллели между победителями в нашем голосовании разных лет! Иногда они бывают очень забавными. Вот и здесь нашлось место любопытному пересечению. В прошлогоднем голосовании в номинации «Спортивная драма» вторую строчку забрал китайский фильм «Сердце», главную роль в котором исполнил ветеран китайской эстрады – певец и музыкант Ян Кунь. В «Нокауте» же главная роль отведена более молодому, но не менее популярному певцу и танцору Ханю Гэню.

Первую строчку нашего пьедестала «Нокаут» взял не просто так. Спортивные состязания здесь (речь идет о профессиональном боксе) вплетены в трагичную историю дерзкого чемпиона, который случайно убивает своего оппонента на ринге, неся наказание пребыванием в тюрьме на протяжении шести лет. По выходу из мест не столь отдаленных, главный герой сталкивается с жестокой реальностью: его молодая жена мертва, а юная дочка совсем не знает отца. Но даже этого режиссеру и сценаристу фильма Рою Чоу показалось мало для конфликта. В сюжете появляется теща главного героя, желающая отнять опеку над девочкой, и далее – лейкемия у дочки, служащая сценарным рычагом для персонажа Гэня вернуться в профессиональный спорт. В коем-то веке причиной этого служат не деньги, а желание отца показать умирающей дочке, что за жизнь стоит бороться.

И это, черт побери, работает! Несмотря на откровенную затянутость фильма (типичную для китайского жанрового кинопрома), история по-человечески трогает. Зритель начинает болеть и за отца и за дочку, таким образом, подготавливаясь к титульному бою.

Бокс в «Нокауте» поставлен резко и хлестко. Поскольку, главный герой, в отличие от героя из того же «Сердца», является представителем полутяжелого веса, на ринге бойцы летают как бабочки, и жалят, как осы. Фильм радует долгими кадрами, которые дают разглядеть ударные и защитные техники, а напряженное музыкальное сопровождение только подчеркивает бескомпромиссность матчей.

Нельзя обойти стороной весьма «химический» дуэт Ханя Гэня, который находится в прекрасной физической форме, и маленькой Елены Цай, которая таинственным образом играет весьма недетские эмоции. Наверно именно этот набор качеств фильма и позволил «Нокауту» стать обладателем золота в тройке лидеров.

В боевой готовности (реж. Николай Саркисов) (18%, 10 голосов)

Американская MMA-драма «В боевой готовности» получила смешанные отзывы зрителей и критиков, но в нашем голосовании от лидера отстала лишь на один голос. Нет, фильм отнюдь не плох, но мы понимаем, чем мог отпугнуть местный конфликт нежного зрителя.

Главное лицо фильма – некогда популярный актер Стивен Дорфф – предстает перед нами конченным мерзавцем, самовлюбленным и непоколебимым чемпионом смешанных единоборств, который относится ко всем окружающим исключительно потребительски. Нет, сценаристы немного разъясняют, отчего же он такой чудак на другую букву, но от начала и до титров авторы так и не смогут «вылепить» из Дорффа трагический образ.

Вместо него эту «пижамку» на себя надевает его сюжетный сын 18 лет в исполнении Даррена Мана. Он не любит отца, но уважает и учится у него, мечтая стать яркой фигурой в MMA-сфере. Но однажды до него доходит, что в глубоком детстве его собственный отец пытался убить брата персонажа Мана, - ребенка с особенностями в развитии. Ушлые продюсеры сколачивают на этом вполне реальное противостояние, выйти из которого может только один.

И снова перед нами человеческая история. Неплохо написанная драма сразу двух участников конфликта. С одной стороны стареющий боец, не признающий слабости, ставящий на весы все ради денег и славы. С другой – школьник, на плечах которого мать, брат, учеба и другие подростковые проблемы. Поддержка, необходимая юнцу от отца, трансформируется в кристаллизованную ненависть и желание доказать свою правоту. И снова… Это работает. Не в последнюю очередь благодаря отличным актерским работам, выделяется из которых, конечно же, образ Стивена Дорффа, на лице которого можно прочесть гораздо больше правды, чем он показывает своим поведением или озвучивает ротовым отверстием.

Боев в фильме немного, но финальное противостояние «В боевой готовности» подносит весьма грамотно, разумеется, проходя через свойственные жанру сцены тренировок главного героя. Сама боевая хореография поставлена максимум приземлено, отвлекаясь рапидой на знаковые моменты. Правда, жаль, что в сценах MMA-боев актеры и их дублеры применяют, в основном, руки, превращая сегменты в бокс. В остальном, - достойная картина, которая вполне заслуженно забирает вторую строчку в нашем голосовании.

Октагон: Боец vs Рестлер (реж. Джесси Киньонесс) (16%, 9 голосов)

Третье место и снова фильм о MMA. Хотя, если быть точным, о столкновении «извечных» противников развлекательного боевого спорта: смешанных единоборств и профессионального рестлинга. Но, традиционно, данная затравка является лишь верхушкой айсберга. Глубинным же сюжетом является путь, дорожку по которому протоптал еще Сильвестр Сталлоне со своим «Рокки» в 1976 году, - борьба с самим собой.

Главный герой фильма – популярный и успешный боец MMA имеет все, о чем только мог мечтать в своем бедном отрочестве: есть деньги и слава, рядом находятся верные жена, тренер и агент, а впереди только обезоруживающий успех и зеленый свет на все мечты. Но все круто меняется, когда хитрая промоутер назначает бой с чемпионом из рестлинг-промоушена. Самоуверенный боец проигрывает рестлеру, после чего «тазом» накрывается вся его жизнь.

В фильме неплохо показано, как лишь одна ошибка может привести к внутренней катастрофе личности, как появляются страхи и сомнения, как буквально вчерашняя сила тает на глазах. Увы, неплохой сюжет совершенно не тянет главный герой в исполнении бывшего чемпиона UFC Алекса Монтаньяни, который никак не может попасть «эмоцией» в нужное место. А с учетом того, что именно от его лица ведется повествование, зритель неизменно заскучает где-то на середине.

«Октагон», в отличие от двух предыдущих победителей в данной номинации, имеет в наличии больше боевых сцен, но поставлены они также скромно. Бойцы, в основном, боксируют и изредка переходят в партер или используют броски. Хотя ударка против бросков – это такое же интересное противостояние, как боец против рестлера. А самое главное, - уместное.

Но для поклонников обоих видов спорта, фильм подготовил огромное количество всевозможных камео, а некоторые из спортсменов играют в «Октагоне» заметные роли. Возможно, именно это подтолкнуло голосовавших ставить галочку напротив фильма. Если да, то непременно напишите об этом в комментариях.

Камбэк 2020 года

Ярких возвращений в ушедшем году было не так уж и много. Хотя… Их всегда немного. Но номинация все еще актуальна, ведь в наш любимый жанр, то и дело приходят люди, которых мы давно не видали в принципе, или у которых давно не было действительно стоящего проекта. И все же, первое место смогло нас удивить.

Фрэнк Грилло (День курка) (21%, 19 голосов)

Статный и харизматичный Фрэнк Грилло никогда не был представителем «рукопашного» жанра, что не мешало ему появляться в боевых сценах самых разных экшен-фильмов: от дорогущих блокбастеров, вроде «Первый мститель: Противостояние» (2016) и «Война волков 2» (2017) до откровенно проходных «Скайлайн 2» (2016) и «Расправа» (2018). Еще можно вспомнить его в MMA-сериале «Королевство» (2014-2017), чтобы расставить все точки над «ё»: Фрэнк не чужд боевиков и чувствует в них себя комфортно.

Несмотря на то, что 2020 год стал для Грилло очень плодотворным, в рамках «камбэка» Фрэнка выбрали за главную роль в фантастическом боевике «День курка», который добрался до российского зрителя раньше, чем до американского.

И пусть полноценным возвращением этот случай назвать нельзя, мы понимаем, почему голос отдали именно за него. Фрэнк наконец-то находится на лидирующей позиции, оставив роли главных злодеев или второплановых персонажей в других проектах. И в фильме Джо Карнахана актер чувствует себя, словно рыба в воде. Протагонист дается ему легко, даже играючи. Его герой пьет, курит, ругается, на чем свет стоит, развлекается с девицей, и… умирает каждый божий день от рук самых разных наемных убийц, просыпаясь, раз от разу в свою не очень приятную реальность.

Видно, что Грилло «оттягивается», беря на себя не только перестрелки, но и сцены рукопашного боя, а под конец, и боя с оружием. Да, хореография могла быть более интересной, а самого Фрэнка поменьше дублировать, но харизма актера втягивает зрителя в сюжет, оставляя приятное послевкусие.

Фрэнк Грилло – популярный актер средней когорты, которого мотает по проектам разного пошива, но на его персонажей всегда будет спрос. Поэтому мы не беспокоимся за его карьеру. Хотелось бы лишь, чтобы проектов, подобных «Дню курка», в рамках которых актер может выложиться на полную катушку, было больше.

Марко Сарор (Неуязвимый) (16%, 14 голосов)

Чилийский мастер боевых искусств Марко Сарор, которому пресса дала прозвище «Латинский Дракон» после яркой роли главного антагониста в «Неоспоримом 3» (2010) просто обязан был, как минимум, часто появляться в фильмах с боевыми искусствами. Настолько он казался крутым и харизматичным, при наличии приятной внешности и изумительных навыков. Но, как это нередко бывает, карьера актера не особо тронулась с места.

По большому счету, Сарор с тех пор появлялся периодически во второсортном кино и сериалах, вернувшись, разве что, для очередного противостояния со Скоттом Эдкинсом в «Диком псе» (2017), но и там его актерски и бойцовски затмил «суб-босс» Кунг Ле.

И вот… так называемый камбэк, который на деле представляет из себя роль очередного злодея, вынужденного бороться против Джонни Стронга в типичной «бэшке» от Дэниела Дзирилли под названием «Неуязвимый». В связи с этим у нас есть вопрос к голосовавшим за Марко: где же в данном контексте то самое «возвращение»? Где то, за что можно выказать Сарору пресловутый «респект»?

В «Неуязвимом» Марко ходит весь фильм с потерянным видом воскрешенного вояки, бомжует, ест какую-то гадость, бросается на полицейских и военных. К сожалению, режиссер вспоминает о мотивации его персонажа только к самому концу, когда зрителю уже без разницы, зачем и почему все это происходит. У Сарора в фильме три продолжительные боевые сцены, но о «flying kicks» легендарного Долора из «Неоспоримого» можно забыть. За исключением нескольких ударов ногами, чилийцу даже не дали продемонстрировать свою «базу», кочующую из фильма в фильм.

В общем, много вопросов и мало ответов. Можем попенять, разве, на то, что поклонникам боевого кино в принципе было радостно видеть их любимого Марко Сарора хоть в каком-то проекте. Может и так. В любом случае, бронзовую «медаль» Сарор у нас получает.

Доминик Вандерберг (Наемник) (13%, 12 голосов)

Имя Доминика Вандерберга в среде любителей боевого кино малоизвестно, а меж тем, это человек, посвятивший всю жизнь изучению всевозможных боевых искусств. Кроме того, он служил во французском легионе, и до сих пор является инструктором рукопашного боя для бельгийских военных и полицейских.

Главная роль в фильме «Наемник» Джесси Джонсона – это даже не камбэк, а восстановленная справедливость. Начиная рядовым каскадером еще в первой «Смертельной битве» (1995), Доминик лишь раз получил главную роль – в далеком 1999 году в боевике «Швейцар». В остальном, исполнял различные трюки в европейском, американском и даже китайском кино, время от времени блистая на второплановых ролях всевозможных мерзавцев.

Вандерберг мог бы привнести интересного персонажа в, прости хосспади, «Тройную угрозу» (2019), где собрались самые сливки от боевого кино, но велением сценарного пера, его герой не только не стал выразительным, но и погиб самым нелепым образом, не показав ровным счетом ничего из своих богатых навыков.

«Наемник» восполняет этот откровенный промах, делая из Доминика главного героя – желающего спокойной жизни в христианском приходе бывшего чистильщика, киллера и эксперта в рукопашных боях. Но, разумеется, прошлое не может оставить его в покое, и спустя полчаса экранного времени герой Вандерберга «поднимает оружие» на бывших товарищей.

Несмотря на то, что как актеру, бельгийцу далеко даже до своих коллег по B-Movie, а в экранном противостоянии у него целая единица Луиса Мэндилора, Доминику есть, что показать в плане владения холодного и огнестрельного оружия, а также навыков в восточных единоборствах. Нам остается только надеяться, что солидный возраст (51 год) не станет помехой для более частых появлений Вандерберга в кино. На него приятно смотреть.

Добавить комментарий