Все новогодние праздники позади, февраль уже активно морозит и снежит, а мы, кое-как оправившись после удаления нашего youtube-канала, приступили, наконец, к заключительной части нашего проекта по подведению итогов боевого кино – аналитическим статьям. Начнем с лучших боевиков: западных и азиатских.
Лучший боевик 2020
После введения ограничений, связанных с COVID-19, сразу стало понятно, что многие проекты не найдут дорогу к зрителю до конца года. В сущности, с дорогими фильмами так и произошло, но тут на сцену вышли стриминговые сервисы (преимущественно Netflix) и онлайн-кинотеатры, с помощью которых мы и посмотрели многие экшен-фильмы ушедшего года.
Редакция FFI иногда угадывает победителя в этой номинации без особых проблем. Так было в 2017 и 2019 годах со вторым и третьем «Джоном Уиком», в 2018 с шестой частью «Миссия невыполнима», с прорывным «Дэдпулом» в 2016.
Тайлер Рейк: Операция по спасению (реж. Сэм Харгрейв) (28%, 41 голос)
Подумать о том, что кто-то из предложенных кандидатов может «обскакать» дебютный режиссерский проект бывшего каскадера Сэма Харгрейва «Эвакуация» (так в оригинале называется фильм) было просто невозможно.
И ситуация до крайности знакома: именно так выигрывали свои «золотые» места фильмы о Джоне Уике. Схема проста: у руля ставятся настоящие профессионалы, - фанаты экшена, хорошо зарекомендовавшие себя на других проектах, после чего им дается карт-бланш и известный голливудский актер, который из кожи вон лезет, чтобы казаться максимально крутым и «самостоятельным» на экране.
Создатели киновселенной Marvel Джо и Энтони Руссо, продюсировавшие фильм Харгрейва, выписали последнему на главную роль аж целого Криса «Тора» Хемсворта, которого сценаристы забросили в трущобы Бангладеша для спасения сюжетного вьюноши. «История, высосана из пальца! Персонажам не сопереживаешь!» - в один голос сказали те, кто посмотрел фильм. И мы с ними как бы не то, чтобы не согласны... Но подход к экшен-сценам! Вот, чем «Тайлер Рейк», вне всяких сомнений, зацепил всех.
Харгрейв с командой устроили настоящий аттракцион из погонь, перестрелок и рукопашки, сцены которых сменяют друг друга с не хилой скоростью, давая зрителю сделать небольшой вдох. И все это снято и подано так, будто сам зритель является частью спасательной операции. Это стало возможным благодаря видению Сэма, его самостоятельной операторской работе и монтажу, главной целью которого было - вовлечь зрителя в происходящее. Как итог – следующая по пятам за героями камера в долгих дублях с эффектом отсутствия склеек и полное погружение в экшен-сцены.
Именно с такой операторской работой и подходом к монтажу мы хотим видеть боевики в дальнейшем. Но не можем не согласиться со многими, - сценарий покрепче явно не помешал бы. Однако "Тайлер Рейк: Операция по спасению" стал лучшим в нашем голосовании.
Русский рейд (реж. Денис Крючков) (21%, 30 голосов)
Единственный в тройке лидеров номинации «Лучший боевик» фильм, имевший полноценный, пусть и отложенный кинотеатральный прокат. К тому же, это стопроцентный российский продукт, трейлер которого под конец 2019 года так заинтересовал нашего брата.
Несмотря на откровенно подхалимское название, фильм Дмитрия Крючкова не имеет никакого отношения к ставшей уже культовой среди поклонников боевого кино индонезийской дилогии «Рейд» Гарэта Эванса. История о рейдерском захвате винно-водочного завода молодыми спортсменами, насмотревшимися в юности «Бумера» и противостоящих им браткам из реальных 90х вызвала бы у опытного зрителя зубную боль и дремоту, если бы не персонаж Ивана Котика со своей «тайной» миссией.
Да много ли надо такому жанру, как боевик, если его создатели имеют четкое представление о том, как разгуляться в его рамках? Люди, снимавшие «Русский рейд» точно знали, чего они хотят от фильма: показать как можно больше схваток различных «конфигураций». Отсюда частые сцены боев, как рукопашных, так и с применением холодного, а под конец фильма, и огнестрельного оружия.
И, несмотря на то, что есть вопросы к монтажу рукопашных сцен, можно сказать, что у команды Крючкова все получилось. Большим уважением проникаешься к «Русскому рейду», вспоминая, что в России жанр «боевик» практически перестал существовать – он, то ли не интересен зрителю, то ли киностудиям с их боссами.
А ведь, как показала практика, наш кинопром вполне может воспитать своих звезд экшена. Именно об этом думаешь, когда Иван Котик бьется на мечах с постановщиком хореографии фильма Константином Адаевым, или когда российский боец MMA Владимир Минеев применяет свои навыки на экране.
Да, фильм не без недостатков, но именно такие всполохи могут позволить разгореться боевому кино в России. Мы так считаем, а с нами и 28% проголосовавших.
Коллекторы 2 (реж. Джесси Джонсон) (19%, 27 голосов)
Вот уже четвертый год подряд тройка лидеров в данной номинации не обходится без Скотта Эдкинса, на котором, как на последнем из Могикан, держится весь экшен-кинематограф мира. Почему мира? Да потому, что каждый год во многих странах выходят боевики, но британец, благодаря своей неимоверной работоспособности, снимается ежегодно минимум в двух-трех фильмах. Ну… И побеждает почти в каждых наших итогах.
Фильм «Коллекторы 2» был для тандема Джесси Джонсона и Скотта Эдкинса вовсе не обязательным, но успех первой части 2018 года окрылил надежды киноделов, и вот… бронзовая медаль в нашем голосовании. Давайте разбираться, за что?
Концепт и настроение второго фильма практически не отличаются от первого. Разве что, главные герои уже не кажутся такими симпатично отвязными, потому что период знакомства уже минул. Заклятые друзья-напарники снова вместе, несмотря на смерть из первой части, и у них есть задание – снова выбивать долги. Что ж… Это они и делают на потеху публики. Делают абсолютно также, как в первых «Коллекторах»: герой Луиса Мэндилора по имени Сью хохмит и учит напарника жизни, иногда работая кулаками, а Фрэнч в исполнении Эдкинса забавно огрызается и демонстрирует свое «кунг-фу» там, где бокс и острый язык Сью не дают результата. Все эти события снова окутывает непосредственность и некая леность.
Вот! Вот в чем дело! Вертушки Эдкинса и ухмылки Мэндилора вписаны в максимально «сериальный» концепт без нерва и агрессии даже там, где по сюжету это необходимо. Именно в таком формате, сними Netflix, к примеру, 12 серий о приключениях парней, и нужно смотреть «Коллекторов». А пока такого сериала нет, остается получать схожие эмоции от дилогии.
По экшену особых изменений во второй части также мало: весь фильм напарники решают вопросы мордобитием, и лишь в конце берутся за стволы. Но бой Эдкинса против Мэндилора стал явным украшением картины. Может быть за это наши посетители и подарили «Коллекторам 2» третье место? Если да - смело пишите об этом в комментариях!
Лучший азиатский боевик 2020
Пока Запад и Европа «выстреливают одиночными» на поле хорошего экшен-кино, Азия отвечает «очередью». И, смотря на список участников в данной номинации, трудно не признать, что на сегодняшний день качественные остросюжетные картины появляются именно оттуда. Пожалуй, каждый из представленных в голосовании фильмов стоит просмотра, будь то боевики из Южной Кореи, Японии, Китая, Малайзии или Индии. Ну а мы пройдемся по тройке лидеров.
Избави нас от лукавого (реж. Хон Вон-чхон) (30%, 31 голос)
Южнокорейский триллер, события которого разворачиваются в Японии и Таиланде покорил не только зрителей, но и жюри нескольких кинофестивалей, встав, по мнению многих, в один ряд с уже культовыми корейскими экшен-фильмами. Достоин ли он того? Мы считаем, что да. Но обо все по порядку.
С самых первых кадров в глаза бросается определенный стиль, связанный с картинкой и операторской работой, с помощью которой в фильме нагнетается не шуточная атмосфера, подчеркиваемая тревожным музыкальным сопровождением. Нам как бы говорят, что «Избави нас от лукавого» - это кино бескомпромиссное, жесткое, делящее все на черное и белое.
Как литой в очередную историю о спасении ребенка вписывается Хван Джон-мин, который, несмотря на свои 50 лет, отлично смотрится в боевых сценах, одновременно с этим отыгрывая драму как какой-нибудь Том Хэнкс или Джордж Клуни, - мимикой и глазами. Главный соперник же в лице Ли Джон-джэ, как водится в южнокорейском кино, отмороженный на голову псих, движимый лишь желанием убивать, тоже завладевает вниманием зрителя.
Если говорить об экшен-составляющей, то с этим в фильме Хон Вон-чхана полный порядок. Рукопашные схватки традиционно для кино Южной Кореи поставлены весьма не дурно, будь то один против толпы или один на один с применением колюще-режущих предметов. Кадр достаточно долгий, а грамотный монтаж иногда затормаживает моменты в рапиде, чтобы зритель увидел бой в подробностях. Добавим сюда погони и перестрелки, на выходе получая жгучий коктейль из «Схватки» (1995) Майкла Манна, раннего Джона Ву и фильмов, вроде трилогии «Джон Уик» и «Взрывной блондинки».
Экшен-кино из Южной Кореи частенько попадает к нам победителями в различных номинациях, а главный пьедестал «Избави нас от лукавого» лишний раз доказывает, что в стране Утренней Свежести умеют снимать боевики.
Выход жирного дракона (реж. Кэндзи Танигаки) (16%, 17 голосов)
Фильм, взявший «серебро» в данной номинации воистину озадачил редакцию FFI. Дурашливая комедия в стиле «Голого пистолета» вдруг стала вторым лучшим азиатским боевиком года! И это при столь серьезных конкурентах. Играй тут, к примеру, Скотт Эдкинс, мы бы могли связать победу с его именем, но тут… Секундочку!
Донни Йен также является нарицательным именем, как и имя британца. Йен – это гарантия качественного экшена для многих поклонников боевого кино, даже если фильм, в котором он снимается - инфантилен и глуп. А «Выход жирного дракона», несомненно, относится именно к такой лиге кино.
Однако Донни Йен не был бы собой, если бы схалтурил на рукопашных схватках. Их в фильме достаточно много, поставлены они жестко и брутально, словно мы смотрим лучшие городские боевики Йена нулевых годов. В какой-то момент, правда, появляется некий диссонанс, глядя как обтянутый в костюм толстяка герой рукопашных боевиков «месит» парней из токийской якудза, одновременно по-идиотски улыбаясь и комикуя. Перестрелки и погони в фильме тоже есть, но они совершенно не запоминающиеся. Чего не скажешь о финальной схватке Донни Йена и Луиса Чхёна на верхотуре токийской телебашни. Бой, в котором использовались не только руки-ноги, но и холодное оружие, по странному стечению обстоятельств не появился у нас в предложенных схватках на звание лучшей за 2020 год. А она того стоит!
Да, «Выход жирного дракона» - это нелепая комедия с абсурдным юмором. Да, Йена все чаще подменяют дублеры. Но! Его схватки все еще зрелищны, а сам актер донельзя харизматичен. Даже в «толстом» варианте. Кроме того, в фильме есть немало отсылок на фильмы Саммо Хуна, Брюса Ли и самого Йена. Видимо, этого хватило голосовавшим, чтобы поднять «Дракона» до второй призовой строчки.
Коммандо 3 (реж. Адитья Датт) (15%, 16 голосов)
Спешите видеть: фильм из Болливуда в тройке лучших азиатских боевиков за 2020 год! Правда, такое уже случалось с фильмом «Бунтарь» - боевик взял «серебро» за 2016 год. Более того, в кандидатах на звание лучшего в этом году было сразу три индийских проекта, два из которых с Видьютом Джамвалом в главной роли.
В сущности, удивительного тут мало. Индусы действительно научились снимать кино, пока все припоминали им «Зиту и Гиту» с «Танцором диско». Теперь студийные боссы и режиссеры приглашают заниматься сценами экшена профессионалов из Китая, Японии, Европы или Штатов. Непосредственно над третьим фильмом успешной франшизы о похождениях агента национальной безопасности Карана трудился Энди Лонг (Андреас Нгуйен) – член ассоциации каскадеров Джеки Чана. Именно ему и его команде принадлежит постановка ураганных боевых сцен, наполненных многочисленными отсылками к лучшим фильмам Джеки Чана.
Такая «преемственность» прекрасно подходит для Джамвала, который, в очередной раз, спасая родную страну от терроризма, стремится показать то, на что он способен. А способен он действительно, на многое. Он технично дерется, занимается паркуром, стреляет и участвует в погонях. От него стараются не отставать две очаровательные актрисы Ада Шарма и Ангира Дхар, по души которых в фильме есть две полноценные схватки.
Фильм вряд ли бы получил столь высокие оценки, если бы не игра Гульшана Девайи. Его злодей с сильной мотивацией и личным пристрастием мог бы стать неприятным подарком для таких мастодонтов шпионского кино, как Джеймс Бонд или Итан Хант.
Справедливости ради, стоит упомянуть, что «Коммандо 3» излишне затянут и давит на педаль патриотической драмы так натужно, что к концу фильма от нее начинает першить во рту. Но это настоящий шпионский боевик, который не только укрепил успех франшизы, но и заставил многих признать: боевики производства Индии могут соперничать с боевым кино других азиатских стран. Ну а мы «вешаем» на фильм «бронзовую» медаль!
Метки: Commando 3, Deliver Us from Evil, Enter the Fat Dragon, Extraction, Netflix, The Debt Collector, Адитья Датт, Видьют Джамвал, Владимир Минеев, Гульшан Девайя, Денис Крючков, Джесси В. Джонсон, Донни Йен, Иван Котик, итоги боевого кино 2020, Константин Адаев, Крис Хемсворт, Кэндзи Танигаки, Ли Джон-джэ, Луис Мэндилор, Луис Чхён, Русский рейд, Скотт Эдкинс, Сэм Харгрейв, Хван Джон-мин, Хон Вон-чхон, Энди Лонг
Как, оказывается всем понравился Русский рейд. Аж целое 2-е место. А вот среди тройки азиатских впервые нет моих фаворитов.
Так ведь неудивительно, ситуация из разряда: что-то в лесу сдохло — наши сняли просто отличный фильм!
VKontakteUser34,
А что за фавориты? И чем не понравились фильмы из тройки победивших?