За последние годы было предпринято несколько попыток адаптировать маньхуа-комикс "Город тьмы" для большого экрана, вероятно, самая известная из которых — версия с Донни Йеном, которую предполагалось выпустить в 2013 году. Казалось, что это так и не произойдёт, но, к счастью, фильм всё же вышел (без Донни Йена) более чем через десятилетие в виде "Осады Коулуна" (Twilight of the Warriors: Walled In). Вторая часть названия [в оригинале] отсылает к Городу-крепости Коулун, бесправному кварталу, плотно застроенному зданиями на 2,6 гектарах, который был снесён в 1993 году. Коулун неоднократно фигурировал в гонконгских фильмах, начиная от криминального триллера Shaw Brothers "Братья из Коулуна" 1982 года, и заканчивая фильмом Джеки Чана "Криминальная история" 1993 года, снятого уже в заброшенных руинах.
Хотя самого городка нет уже более 30 лет, создатели фильма не пожалели средств на воссоздание его узких, залитых солнцем переулков и многослойной социальной структуры. Трудно представить более подходящего режиссёра для этого, чем Чин Поу-Сои. Он всегда был наиболее успешен в мрачных криминальных историях, его фильмы "Собака кусает собаку" и "Шамо" середины 2000-х годов остаются вершинами его карьеры. После приглашения в компанию Джонни То Milkyway Image, Чин неожиданно переключился на яркую трилогию "Царь обезьян" в середине 2010-х годов, которая была далека от тёмных сюжетов его предыдущих работ. Однако с фильмами "Лимб" 2021 года и "Провидец" 2023 года он вновь вернулся к своим мрачным темам.
"Осада Коулуна" стал первым фильмом Поу-Сои в жанре боевых искусств с 2015 года, когда он снял "S.P.L. Звёзды судьбы 2". На этот раз в качестве хореографа боевых сцен Донни Йена заменил ученик Йена Кэндзи Танигаки, который в последние годы успешно работал над пятью фильмами "Бродяга Кэнсин" (2012–2021) в Японии и дебютировал как режиссёр с фильмом "Выход жирного дракона" с Донни Йеном в 2020 году. Танигаки находится на пике своей карьеры, и здесь ему предоставляется одна из самых масштабных возможностей для работы, в том числе с легендами кунг-фу кино, такими как Саммо Хун.
Сюжет "Осады Коулуна" разворачивается в 1980-х и рассказывает о недавно прибывшем в Гонконг беженце с материка, которого играет Рэймонд Лам. Он зарабатывает на жизнь, участвуя в незаконных боях. В начале фильма его очередной бой привлекает внимание лидера триады, которого играет Саммо Хун. Хун предлагает Ламу гонконгское удостоверение личности в обмен на вступление в их организацию. Лам отказывается и в итоге оказывается обманутым, его ответные действия вызывают гнев подручных Хуна, которых возглавляет Филип Нг. Лам оказывается в бегах и случайно попадает в лабиринт Города-крепости, контролируемого соперничающей триадой во главе с Луисом Ку.
После избиения за несанкционированное проникновение, когда становится ясно, что Лам просто хочет заработать деньги, Ку и его внутренняя группа начинают проявлять к нему интерес, позволяя ему обосноваться в Коулуне и работать на различных подработках. Однако, когда выясняется, что у него может быть связь с прошлым городка, разрушенным кровавыми территориальными войнами, нарушается хрупкий мир, и насилие возвращается с катастрофическими последствиями.
Фильм длится более 2 часов, и Поу-Сои даёт сюжету возможность развиваться. После пары головокружительных боевых сцен в первые 15 минут, первая половина "Осады Коулуна" посвящена адаптации Лама к новой среде. Это мудрое решение, позволяющее зрителям лучше узнать персонажа Лама, познакомиться с городом-крепостью и его многочисленными обитателями. Антураж Коулуна становится почти самостоятельным персонажем, создавая правдоподобный мир, превосходящий CGI.
Когда действие во второй половине фильма постепенно нарастает, оно оправдывает ожидания, хотя и с оговоркой, что эстетика фильма отражает его маньхуа-происхождение. Если в начале боевые сцены имеют жёсткий характер, с ударами стеклом в лица и вывихами плеч, то позже они больше напоминают адаптацию маньхуа, как в фильме 2006 года "Врата дракона и тигра". Это не обязательно плохо, но для тех, кто ожидал более жёсткого стиля, может возникнуть диссонанс. Фильм далёк от второго пришествия кунг-фу кино, на которое некоторые надеялись, но ожидать этого от фильма Поу-Сои было бы ошибкой.
Несомненно, радостно видеть Саммо Хуна вновь в действии, живую легенду кунг-фу кино (и гонконгского кино в целом). Многие уже смирились с тем, что "Старый телохранитель" 2016 года станет его последним боевым фильмом, поэтому видеть его вновь на экране через 8 лет — это наслаждение. Да, у него есть дублёр (ему 72!), но постановка его драки с Луисом Ку скрывает это. К тому же, он играет злодея триады, что мы не видели с его ролей в "S.P.L." и "Смертельный шаг".
Единственная критика "Осады Коулуна" может касаться его несколько затянутой продолжительности, ведь основной сюжет появляется только ближе к середине, и он основан на массе совпадений (хотя для знакомых с оригиналом это может быть неважно). Также для тех, кто не смотрел трейлеры, восхождение Филипа Нг до главного злодея может показаться не совсем оправданным. Он делит своё экранное время между угрозами и приступами смеха, и его роль как неуязвимого правой руки большого босса кажется идеально подобранной. Однако когда он становится главным злодеем, эмоциональная вовлечённость в его поражение немного снижается.
Тем не менее, это мелкие придирки к тому, что в основном является увлекательным возвратом к тому типу фильмов, которыми славился Гонконг. С участием таких актёров второго плана, как Аарон Квок и Ричи Жэнь, "Twilight of the Warriors: Walled In" доказывает, что гонконгское кино далеко не мертво. Чин Поу-Сои не сделал ни одного промаха в 2020-х, и будем надеяться, что так будет и дальше.
Рейтинг Пола Брэмхолла: 7/10
Автор: Пол Брэмхолл (CityOnFire)
Метки: Twilight of the Warriors: Walled In, Аарон Квок, Кэндзи Танигаки, Луис Ку, Ричи Жэнь, Рэймонд Лам, Саммо Хун, Филип Нг, Чин Поу-Сои
Надеюсь, через пару месяцев его выпустят в цифре.
Где можно его посмотреть? Не могу найти.
До нас фильм пока еще не дошел.
Фильм стоит посмотреть только ради Саммо Хунга. За карьерой Луиса Ку я слежу ещё с начала 1990-х и она мне очень напоминает карьеру Энди Лау, Похоже он последнего скоро заменит. От модельного красавчика и айдола он эволюционировал в мощного актера, и такое впечатление, что когда он достиг того уровня, когда сам уже стал выбирать роли наслаждается образами негодяев. Как и Аарон Квок.