Поскольку на подходе уже третий фильм успешной болливудской экшен-франшизы под названием "Коммандо" с Видьютом Джамвалом в главной роли, мы решили вспомнить и разобрать предыдущие два фильма.
Коммандо (реж. Дилип Гхош)
Напомним, о чем же рассказывает "Коммандо" 2013 года: это история о сбежавшем из китайского плена капитане десантного батальона Каранвире Догре, который держит путь домой с намерением попасть на свою базу в Патханкоте (Пенджаб). Однако ему приходится пересмотреть свои планы, когда в приграничном с Китаем регионе от рук бандитов он спасает девушку из богатой семьи по имени Симран. Она сбежала из дома в надежде уйти от насильственной выдачи замуж. И неспроста, ведь ее несостоявшийся муж - влиятельный главарь бандитов Амрита, держащий в страхе весь штат. Главным героям необходимо добраться до границы родного для Догре штата, сражаясь с наёмниками Амриты.
Первая часть была хорошим подарком как для поклонников индийского кино, так и для любителей крутого экшена в стиле "Онг Бака". Фильм обладает простеньким сюжетом, способствующим демонстрации боевых навыков главного героя; неизменными для Болливуда песнями /танцами, а также красивой глянцевой картинкой, напоминающий клипы западных поп-звёзд. Никуда не делись и свойственные для индийского кино сюжетные штампы, некая доля абсурда, картонные злодеи, заурядная история любви и чудесное возвращение главного героя с "того света".
Но запомнился "Коммандо" не этим, а ярким рукопашным экшеном, который "тащил" на себе известный индийский спортсмен, модель и актер - Видьют Джамвал. В копилку фильма можно отнести и прототип героя Джамвала, которого создатели, очевидно, списали и легендарного Джона Рэмбо.
Пара слов о навыках Видьюта Джамвала: он не только профессиональный спортсмен, но и опытный боец стиля "каларипаятту", - одного из древнейших боевых искусств в мире. Более того, Видьют разработал свой собственный уникальный стиль, объединивший кунг-фу, джиу-джитсу, калари и гимнастику.
На сегодняшний день, когда Болливуд дарит круто снятые боевики, достойные по картинке лучших современных блокбастеров другой, американской Фабрики Грёз, первый "Коммандо" кажется немного архаичным, наивным и по-плохому "индийским". Но это не касается боевых сцен, поэтому если вам интересны рукопашные схватки в различных проявлениях - болливудский "Коммандо" можно и нужно смотреть!
Коммандо 2 (реж. Девен Бходжани)
Спустя 4 года после событий первого фильма (да и объективного времени тоже) бывшему капитану десантного батальона Каранвиру поступает новое задание от министерства иностранных дел: отправиться в Малайзию и отловить крупного специалиста по отмыванию денег Вики Чадду, известного в преступном мире под прозвищем Призрак. Дело осложнено тем, что в настоящий момент Чадду арестован малайзискими властями и находится под домашним арестом вместе со своей женой. Но на задание герой отправляется не один, а в команде с другими знатоками своего дела, нарушая тем самым известный киношный шаблон о крутом парне, который "работает один".
Фильм открывает достаточно длинная экшн-сцена, которая авансом пытается привлечь зрителей к экрану: тут для нас и паркур, и акробатика, и flying kicks в различных вариациях. Поставлен эпизод в том же стиле, что и сцены действия в первом фильме. После этой экшн-сцены можно смело доставать мешки с попкорном или другими вспомогательными средствами от сна, потому что фильм начинает погружать зрителя в детали достаточно банального и надуманного сюжета, хоть и местами с непредсказуемыми поворотами, чем весьма себе напоминает известную голливудскую франшизу "Миссия невыполнима".
Любителям тыкать пальцем в песни и танцы индийских фильмов хочется сказать сразу: ни того ни другого в "Коммандо 2" нет (не будем считать таковым фрагментом закрывающие титры фильма), что может охарактеризовать это кино исключительно как "чистокровный" приключенческий боевик.
Но пусть первая часть хоть и была достаточно клишированной, всё же смотрелась она свежее, чем часть вторая. Так обычно бывает: сиквел уступает оригиналу, несмотря на больший бюджет и размах. При просмотре создается впечатление, что продолжение боевика сняли потому что надо, а не потому что хотелось. Второй фильма хуже первого сразу по нескольким аспектам:
- количество абсурдных действий героев;
- через чур надуманный сюжет;
- странная мораль в конце.
Об этом чуть подробней: с одной стороны - хэппи энд (преступник пойман, главные герои живы, деньги ушли бедным), с другой же не совсем (на словах "мы полицейские нового поколения и мы вершим суд по своему усмотрению" один из членов команды Догре совершает самосуд и убивает безоружного преступника с улыбкой на лице, после чего "протагонисты" под бодрую музыку а-ля Misirlou уходят в закат). Это оставляет какой-то дурноватый привкус после просмотра.
"Коммандо 2" полон пафоса, глупостей и подражания Голливуду, одновременно не привнося ничего нового: все персонажи, все их модели поведения, сюжетные линии, юмор, всё создано по лекалам уже давно созданным в США, хоть и подаётся всё это в индийской манере. За этим фильмом можно скоротать вечерок, ведь он не претендует на художественную ценность.
Но тем не менее, выглядит фильм качественно и красиво на зависть многим экшен-кинематографистам, а рукопашные схватки и перестрелки сделаны так, чтобы зритель смог полностью разглядеть движения. Никакой дерганой камеры и эпилептичного монтажа. Да и на Джамвала всегда приятно смотреть. Хотелось разве, чтобы в качестве противников хватало более интересных и харизматичных бойцов, без которых не обходились в своё время гонконгские боевики. Можно сказать, что все экшен-сцены получились красивыми по форме, но пустоватыми по содержанию. Из-за отсутствия серьезной драматургии, сцены лишены внутреннего драйва, что не мешает им смотрятся на порядок круче большинства современных жанровых аналогов. Резюмируя: пусть рукопашные сцены из второго фильма не переплюнули бои из первого, похвалить "Коммандо 2" есть за что в плане ремесла.
Но если задаться общим вопросом: "нужен ли был сиквел?", ответ напрашивается сам собой. Что ж, ждем третьей части, раз уж она все равно выходит.
Метки: Commando - A One Man Army, Commando 2: The Black Money Trail, Болливуд, Видьют Джамвал, Девен Бходжани, Дилип Гхош
Первый "Коммандо" не был бы так интересен, если бы его не сняли в Индии. Причем, насколько я понимаю это южноиндийский проект. Второй момент - это относительная реалистичность драк, хореография которых отличается от модной сейчас в Болливуде с разлетающимися по нереальным траэкториям людьми, сминающими автобусы и внедорожники. Чисто объективно, все красиво, но постановочность местами сильно бросается в глаза, особенно в финальной драке с белым бойцом. Заметно, что в некоторых связках он сам раскручивает противника. Это такая старомодная "бэшка" в традициях формата DTV 1990-х. При просмотре боев, например, в том же "Онг Баке" или хотя бы в недавнем "Большом брате" иногда даже смотреть больно, здесь только красиво. Но под пиво, когда ничего другого под рукой нет, посмотреть можно. Продолжение еще не смотрел, как "Форс" и "Джунгли" . В "Друзьях", к сожалению, Джамвал драться не хочет совсем, а в "Билла 2" всего в одном боевом эпизоде, зато снятом в Грузии. Можно ли его называть профессиональным спортсменом, вопрос спорный. Насколько я знаю на профессиональном ринге он все таки не выступа. Как и модный сейчас Тайгер Шрофф.
Дмитрий,
Любопытно то, что под каким-то материалом на этом сайте уже спорили о том, кого именно стоит называть "профессиональным спортсменом": человека, который _обязательно_ выходил на ринг или человека, который с помощью своих познаний в боевых искусствах зарабатывает деньги вне кино и творчества?
Жаль, не помню, что был за материал. Скинул бы ссылку :)
Данил Чупахин,
В общем, это не столь уж и важно. Мы же обсуждаем кино. На мой взгляд, "профессиональный спортсмен" - это человек, который выступал на профессиональных соревнованиях. Джет Ли, по собственным признаниям никогда не дрался на ринге. Все таки хочется по каким-то критериям различать спортсменов, которые пришли в кино, таких как, например, Гарри Дэниэлс или Стивен Сигал, от актеров, обладающих навыками, таких, как тот же Уэсли Снайпс или Акшай Кумар.
Джет Ли — это какой-то некорректный пример. Он не дрался на ринге, но на соревах выступал (с показухой), был в сборной Китая. Аналогично, кстати, Ико Увайс, не?
И за Сигала не помню, а он-то на ринге дрался?
Вообще, спорить можно много. Есть спортсмены, которые никогда не выступали на профессиональной сцене (ринге), но могут дать фору выступающим. Можно глянуть на определение слова «профессиональный» — те, кто спорт сделал своей профессией. Можно глянуть на нормативы: кмс, мс, мсмк — и решить, что кто может эти нормативы вытащить, тот проф-спортсмен, и не колышет. Можно поспорить об официальности соревнований, на которых спортсмены участвуют. Сейчас развелось много федераций и всё такое.
Кстати, хорошее определение: «Онг Бак» смотреть аж больно, а «Коммандо» только красиво. К сожалению, я терпеть не могу в боевиках явно видимую постановочность. Если два противника неумело и незрелищно друг друга лупят, я останусь равнодушным, а вот если они лупят друг друга красиво, но явно постановочно, то ой всё. Я с бо́льшим удовольствием смотрю какого-нибудь «Борна» или «Заложницу», где неумелость бойцов маскируют трясущейся камерой и мельтешащим монтажом, но зато остаётся впечатление, что герой стремится как можно быстрее надавать по щщам плохишам и не дать им надавать по щщам себе, и не выделывается с трюками ради трюков.
Откуда мы это узнаем, если они никогда не выступали?) Или ты про фору на экране? Если на экране, то нет прямой связи хороший реальный боец и хороший экранный боец. Какашкек и деревяшек на экране, при этом чемпионов мира по всякому разному, мы видали).
Пытаюсь сформулировать, но плохо получается.
Мысль первая: если человек творит на экране какую-то нереальную дичь, при этом без тросов и дублёров (надеюсь, у всех завсегдатаев этого сайта глаз намётан?), то у него так или иначе охрененная форма. Тот же Скотт Эдкинс где-нибудь выступал, напомните? А его партнёры по съёмкам, Тим Ман, Брахим Ачаббаке? Как бы ни пытались постановкой, трясущейся камерой и монтажом скрыть недостаток подготовки поп-певцов, которых в боевых ролях снимают, всё равно видно, что они недотягивают. То есть, если актёр круто выглядит на экране (без тросов и без дураков), то он явно крутой спортсмен.
Мысль вторая: да, Дракон Уилсон, например, — чемпион, но на экране выглядит плохо. То есть, обратное возможно.
Мысль третья: на меня вообще-то влияет увлечение последних лет — воркаут, стритлифтинг, кроссфит, паверлифтинг и всякое такое. Я смотрю на многих ютуб-блоггеров этих направлений и вижу, как они чисто на своих тренировках и зарубах, которые ни разу не являются официальными соревнованиями, выполняют нормативы мк-мсмк, вплоть до мировых рекордов (кроме шуток). В крайнем случае выступают на всяких шоу-соревнованиях типа вортекса. То есть профессиональными спортсменами они не считаются, но вполне могут составить конкуренцию. В боевых искусствах ситуация немножечко другая, но, мне кажется, не кардинально.
Wave,
Можно делать разделение соревновательный спортсмен или просто заслуженный мастер спорта))
Или можно делать разделение - спортсмен - боец, выступающий на соревнованиях по контактному или полуконтактному виду (Уилсон, Уркидес, вроде как Блэнкс) или спортсмен, который выступал с оружием и комплексами (Кит Кук, Ротрок, ушуисты типа Робина Шу или Джета Ли, ну тот же Эдкинс).
По поводу профессиональных спортсменов и блоггеров - нет, это все несравнимые вещи, имхо. крутить на камеру мировые рекорды это одно, а вот долго, режимно и планомерно соревноваться на высоком уровне с другими спортсменами - это совсем другой коленкор и блоггеры посыпятся как печенюшки. А то мы так и до Кокляева с Емельяненко щас договоримся))
Отчасти с этим согласен, но всё же даже без планомерных соревнований они находятся на уровне недостижимом для 99.9% людей. Ну и потом, некоторые из них вполне планомерно соревнуются и планомерно к этим соревнованиям готовятся. Просто не на официальные соревнования официальных федераций, а так, куда придётся, куда позовут. Тут ещё дело такое, что XXI век сильно изменил картину. Интернет и камеры в каждом тапке поставили кучу официальных структур (я не только о спорте) в положение динозавров. Они большие, грозные, с историей, но — плохо приспособлены к изменившимся условиям.
Впрочем, это всё оффтопик.
Я, по-моему, не смотрел вторую часть, но о первой помню, что когда увидел трейлер, то чуть ли не считал дни до выхода, настолько меня трейлер поразил. А когда посмотрел сам фильм, разочаровался по-полной. Актёр в великолепной форме и творит крутые трюки, но всё вместе абсолютно не складывается в крутой экшн а-ля «Онг Бак». Было что-то типа сделал трюк, прибил одного, который стоял неподвижно, подошёл второй, второму сделал трюк, прибил его. И так далее. В «Онг Баке» набор трюков складывался в крутую драку, в «Коммандо» разваливался на отдельные фрагменты. Во всяком случае, именно такие впечатления я помню от просмотренного шесть лет назад фильма.