Индонезия никогда не славилась своим кинематографом, несмотря на большое население и худо-бедно развитую экономику. Причин тому много: и то, что это бывшая голландская колония, так что кино начало развиваться сравнительно поздно; и то, что в стране длительное время был, так сказать, авторитарный режим со всеми побочками в виде цензуры. И, возможно еще много чего: нехватка специалистов, слабая государственная поддержка и т.д.
Но кинематограф там был и в 80е, туда даже прилично вкладывались, сделав много жанровых фильмов, в частности - ужастиков, боевиков и фильмов про боевые искусства. Даже были свои экшен-звезды: Барри Прима, Адвент Бангун... Другое дело, что качество всех тех фильмов оставляло желать лучшего или скорей даже было "так плохо, что уже хорошо". Есть фантастический боевик "Леди-терминатор" (1989) - чистая калька, собственно, с первого "Терминатора" (1984) только с максимально фансервисной кралей в роли почти непобедимой мега-убийцы. Смотрится эта поделка невероятно кринжово, но обладает своеобразным шармом эксплуатационного кино.
Но новый виток популярности боевиков, в частности фильмов с боевыми искусствами из Индонезии, случился благодаря одному валлийскому пареньку - Гарету Эвансу. Эванс снимал в этой стране Юго-Восточной Азии документалки про пенчак-силат для ТВ, но являлся просто диким фанатом азиатских мордобойных фильмов (да и кино вообще), так что ему удалось реализовать свои амбиции и найти финансирование, сняв "Мерантау" (2009) и дилогию "Рейд" (2011, 2014), благодаря которым он и прославился.
Было бы странно, если бы коммерческий успех этих фильмов (снятых к тому же с бюджетом в мешок картошки) не сподвиг индонезийцев пытаться развивать эту тему. Сказать по правде, приблизиться к "Рейдам" не смог никто, но наиболее близко к успеху пришли пацаны, режиссеры и сценаристы Тимо Тьяджанто и Кимо Стамбол - творческий дуэт. Тимо и Кимо изначально снимали кровавые малобюджетные ужастики, то есть фильмы в жанре, не требующим серьезных финансовых затрат, но потом, видимо на волне успеха проектов Эванса, сварганили боевик Headshot (2016) с набиравшим популярность Ико Ювайсом. Потом Кимо откололся, продолжая дальше клепать свои дурацкие хорроры, а Тимо решил всерьез взяться за боевики. Собственно, будет разбор именно их - его хоррор-фильмы трогать не буду, хотя в некоторых и присутствовало некое количество условного экшена.
Сначала отмечу общие черты, характерные для его творчества.
- "Старое-доброе ультранасилие", как любил выражаться один персонаж культового фильма Кубрика. Жестокости в фильмах Тьяджанто не просто много, а чрезмерно много. Что в боевиках, что в ужастиках. Такое ощущение, что режиссер все свободное время проводит за просмотром реальных сцен убийств на сайтах типа liveleak. Горы трупов, океаны кровищи, куча крайне изощренных убийств. При этом, если у какого-нибудь Тарантино жесть максимально эстетизирована, так что воспринимается скорей гротескно, как в комиксе, а в корейских фильмах насилия хоть и до фига, но показано оно без смакования, то у Тимо все выглядит одновременно сделанным с каким-то серьезным перебором, но при этом реалистично-мерзковатым. Тут уж каждый сам решает плюс это или нет.
- В комплекте с насилием идет еще какая-то очень странная депрессивно-чернушная атмосфера. Не эстетическая мрачность старых американских нуаров и не печальная мрачность корейских фильмов, а вот некая давящая, пронизывающая все чернушная мрачность обсцыканных алкашами подъездов с налетом какой-то странной дьявольщины. В плюсы занести не могу, учитывая следующий нюанс…
- Крайняя убогость сюжетов, плохие диалоги, ужасная заштампованность всего и вся. В ПРИНЦИПЕ в индонезийском кино это норма (по крайней мере в мейнстриме), но сие автора не оправдывает.
- Разбавим плюсом - отличный в целом экшен. Среди мрачной, нудятской атмосферы фильмов Тьяджанто с плохими диалогами и т.д., вдруг оказываются отлично поставленные и напряженные сцены поединков. Они изобретательны и, что лично мне нравится, герои в них, как правило, очень уязвимы. При всей классной атмосфере опасности в первом и втором "Рейде", я не мог не отметить что главный герой Рама там в бою с обычными врагами практически непобедим. Максимум - получает царапину на лице. Серьезный вред причинить могут только боссы или мини-боссы. В фильмах Тимо главному персу может приходиться ОЧЕНЬ несладко даже в поединке с рандомным мобом. И это было бы совсем круто, если бы я герою сопереживал, что сложно сделать, коли он - плохо прописанная картонка, увы.
Постановка, при этом, повторюсь - качественная и продуманная. Если бы он снимал фильмы по чужим сценариям - было бы гораздо лучше. А вот что касается перестрелок - тут гораздо хуже. Во-первых, шмаляют в фильмах Тьяджанто ОЧЕНЬ много. Но плохо то, что выглядит это максимально убого. В компьютерной игре Max Payne 2001 года все эффекты как выстрелов так и попаданий сделаны круче, тут же какой-то позор, блевотные не то желтые не то бежевые вспышки от оружейного огня, такие же дрянные и как будто размытые эффекты попадания…
При этом есть странный контраст… Если в "Рейде" драки были больше хореографическими, то есть, ты смотришь и "вау, класс!", но при этом их не ощущаешь как реальный мордобой, а скорей как хорошо поставленные хореографические сцены, то у Тимо драки похожи на драки - воспринимаются относительно реалистично. А перестрелки РОВНО наоборот - полнейший сюр… Я про бесконечные патроны даже говорить не хочу, в конце-концов Джона Ву мы все любим, но в шедеврах Тьяджанто вообще все стрелковые сцены доведены до какого-то гротескного идиотизма. И по контрасту с хорошими драками они воспринимаются еще нелепей. Ради ВСЕЛЕНСКОЙ справедливости - у Эванса они, перестрелки, тоже были не гениальные и тоже нарисованные… Ну так, лампочками еще помигали. Но общая драйвовость, удачная постановка с резким переходом от саспенса к экшену (примерно то же самое было в его сериале "Банды Лондона"), а также второстепенность стрельбы по отношению к дракам это искупают. У Тимо - стрельбы много и без всякого смысла. Теперь по отдельным фильмам.
Хэдшот (в российском прокате "Рейд: Пуля в голове")(2016)
У нас фильм перевели как "Рейд: Пуля в голове" (странно что не "Рейд: Анаболики" или "Рейд: Братва"). Первая проба пера Тимо еще в тандеме с Кимо. Ну что сказать? Была рецензия от Ravenside (читать здесь) на этот фильм, с которой я согласен. Все авторские штампы режиссера тут налицо.
Единственное, что в финальной драке тут умудрились провалить даже немногий плюс. Она очень по-дурацки поставлена, плюс драматургия провалена, ибо от той муры, что происходила до этого - устаешь, и болеть за героя не хочется вообще.
Ночь идет за нами (2018)
Те же яйца, только страусиные. Фильм длинный, но не настолько тягучий как "Хэдшот" и финальная драка прям вах: видно, что тут серьезно заморочились. Драматургия тоже провалена, но поставлено от души. Вместо Ювайса героем сделали Джо Таслима, а Ико назначили финальным боссом. Таслим как базовый дзюдоист (причем очень высокого уровня - член национальной сборной) активно юзает борьбу, в то время как Ювайс больше ударник, но по ходу поединка оба ради победы начинают использовать все, что попадет под руку - поставлено и снято круто. Несмотря на то, что я ни разу не сопереживал двум дерущимся мудакам, схватка удалась.
З/Л/О 94 (2021)
Это часть серии ужастиков, где каждый фильм - антология, состоящая из нескольких короткометражных историй. В отличие от других частей (они в целом - говно пахучее), тут два эпизода наполнены экшеном. Самый лучший из них - последний, где группа ультраправых американских "ополченцев" использовала кровь вампира для создания бомбы: и оригинально, и жутковато, и экшен прикольный.
А Тьяджанто снял другую - вторую в фильме, которая относительно понравилась, но далекую от хорошей. В ней нет единоборств, только стрельба (которая даже на фоне остальных фильмов режиссера отвратно нарисована), но снято все, как шутер от первого лица - напоминает голливудский Doom (2005), в том числе некой дьявольской атмосферой, несмотря на то, что ничего сверхъестественного в ней нет. Так же чем-то напомнило творчество японского режиссера Синъи Цукамото с его ужасным сочетанием бездушной технологии и человеческой плоти, если бы не было снято настолько "на отвяжись", могло выйти пугающе и атмосферно. Но тут скорей похвалю, особенно учитывая что остальные новеллы кроме упомянутых - полный шлак.
Большая четверка (2022)
И ВОТ ОНО! Вроде бы исключение из правил - комедийный боевик, где отсутствуют отдельные режиссерские фишки, которые меня бесили. Должен был получиться шедевр? Уфф...
Начать с того, что в львиной доле азиатских фильмов юмор зиждется не во всяких "тонких" приколах диалоговых, а на адских кривляньях. Имеет право существовать такой подход? А как же, главное, чтобы смешно, но в том и проблема. Смешно бывает только в гонконгском кино. Тайцы кривляются в десять раз отчаянней, но каждый раз - это какой-то кошмар. Может местным заходит, я не знаю… Недаром же в куче фильмов с Тони Джаа присутствует один и тот же актер с труднопроизносимой фамилией, который все время в кадре ведет себя как полный идиот, корчит свою и так не сильно умную рожу в такие гримасы, что сблевать хочется на свою же обувь. Наверное тайцам прикольно.
Так вот здесь - то же самое, актерская игра представляет собой максимально несмешную клоунаду, настолько ужасную, что фильм трудно досмотреть. Тогда подумалось что я, небось, зря мрачность Тимона и Пумб… и Кимо критикую - что угодно лучше чем ЭТО. "Чувство юмора" режиссера проявилось даже в мелочах: в финальной драке со злодеем одна из героинь макает того харей в унитаз, где отчетливо видно как плавает какашечка. Ну, режиссер решил что это прикольно, купил видимо в ближайшем магазине приколов резиновое говно и припер на площадку -ну как же, офигенно. Не спорю, в 15 лет мне бы зашло. Все остальное - качественный экшен, страшные девки, дегенераты-герои, бессмысленные диалоги.
Ну что в целом? У режиссера получаются отличные экшен-сцены, если для его фильмов сценарий писали бы другие люди, а также выделяли приличный бюджет, чтобы не видеть эти вырвиглазные эффекты стрельбы - вышел бы толк. А так - увы.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info
Метки: Headshot, The Big 4, The Night Comes for Us, Джо Таслим, Ико Уайс, Кимо Стамбол, Тимо Тьяджанто
Night Comes For Us — один из лучших экшенов последних десяти лет, смотреть надо всем.
Да и вообще статья слишком критическая, режиссер крутой.