
Самбо - та вещь, которой Россия может по праву гордиться. Не клюквенные матрешки или водка, стереотипно ассоциирующиеся у иностранцев с Россией, а отличный вид спорта и эффективное боевое искусство, отлично зарекомендовавшее себя в том же MMA.

Да, хотя база самбо и берет свое начало в японских боевых искусствах, то есть тут мы велосипед не изобрели, но ведь ничто не ново под Луной. Это все равно как ноты - всего семь, но шедевр может создать только выдающийся талант, как Вивальди, а вовсе не каждый Вася Пупкин. Несмотря на заслуженное мировое уважение к самбо как к крутому единоборству, в кино оно представлено, прямо скажем, жиденько - не так, как оно того заслуживает. И если отдельные приемы или актеры, применяющие их на экране не редкость, то конкретно фильмов про это боевое искусство очень немного.
Слышал разные мнения о причинах почему, собственно, так. Самое основное - это то, что борьба просто тупо не так зрелищна и киногенична как ударная техника. Снимать ее сложно, а бросок и уж тем более болевой в партере смотрится не так зрелищно как пафосный удар в прыжке из тхэквондо. Но позвольте… Донни Йен еще в конце 80х показал, что даже партер можно сделать зрелищным, а не унылым ползаньем по канвасу, а до него был еще Брюс Ли, вплетавший подобные приемы в боевую хореографию. Так что при нынешних технологиях съемки можно сделать супер-конфетку фактически из чего угодно. Да, возможно бросок или болевой воспринимается зрителем не так зрелищно, как какой-нибудь тройной удар копчиком в кадык с подвыподвертом, но что снимать борьбу можно зрелищно - уже давно доказано. Слышал про выход некого фильма про Анатолия Харлампиева и ох как я сомневаюсь в качестве финального результата, однако в связи с этим хотелось бы вспомнить несколько фильмов, снятых конкретно про самбо, благо их всего ничего.
Борцу не больно (реж. Нурбек Эген, 2010)

Первый постсоветский российский фильм про это единоборство. Получилось… ну, не супер, однако и плохим фильм назвать нельзя. В нем авторы сделали ставку не на мордобойном, а скорей на воспитательном аспекте самбо. Как таковое это боевое искусство в отличие от многих, например, японских, лишено какой-то прям философской базы, так что задачи по воспитанию там каких-то моральных или других качеств возлагает на себя конкретный тренер. Олег Тактаров рассказывал о чем-то подобном, мол когда он ходил в секцию самбо: их тренер и на выставки водил и стихи они читали, короче - работа с молодежью была, мол, а сейчас такого почти не осталось. Вот что-то подобное и здесь: дескать, самбо - не мордобой какой-то для быдла, а духовное самосовершенствование в первую очередь.
Честно признаться, фильм мало чем впечатлил и не особо запомнился кроме вот этого аспекта, а также ОТЛИЧНОЙ игры Николая Добрынина в роли тренера. Николай, конечно, не выглядит сильно спортивным, и уж тем более не похож на крутого самбиста, однако его образ такого добродушного, душевного мужичка, который хочет привить дитяткам что-то хорошее, ему идет. Поединки в фильме не запомнились вообще - они просто есть.
Чистая победа (реж. Георгий Шенгелия, 2012)

"Чистый середняк" - как и предыдущий пример. Плюс-минус с похожей моралью и посылом. Этот фильм я даже ждал в свое время. Больший плюс по сравнению с "Борцу не больно" - запомнившиеся сцены поединков.
Тут сделали как в китайских фильмах: самбо - суперстиль, который заруливает вообще все, в результате чего ввели несколько поединков тренера ГГ (по сюжету - крутейшего самбиста) с представителями разных школ, где тот ломает всяких тайцев, кикбоксеров и т.д., используя исключительно борцовскую технику, в частности броски, но не удары.
Один удар наносит главный герой в одной уличной потасовке, но в целом справляется точно так же борцовскими приемами. Мораль, как уже обмолвился, незамысловатая - живите честно ребята, не связывайтесь с криминалом и все у вас будет чики-пики.
Непобедимый (реж. Юрий Борецкий, 1983)

Самый известный фильм про самбо и самый же мною любимый, несмотря на то, что является по сути мифотворчеством. В фильме педалируется миф, что самбо было создано на основе всяких там национальных единоборств из республик бывшего СССР, а японская база игнорируется напрочь. Безусловно, что-то и было добавлено, но в фильме ни про какое там дзюдо и джиу-джитсу ни слова, будто все самбо основано почти полностью на борьбе "кураш". Плюс упоминаются грузинская "чидаоба" и таджикский "гушти" как единоборства, повлиявшие на базу Хромова (герой Андрея Ростоцкого, прототип - Харлампиев).
Но фильм это сильно хуже не делает из-за его, в общем-то, хорошего посыла, заключающегося в том, что добро ВСЕ-ТАКИ должно быть с кулаками, но при этом гуманным. Несмотря на то, что сценарист фильма очень не любимый мною Павел Лунгин, в фильме полно действительно классных диалогов и всякого рода мудрых изречений. Подозреваю что автор очень сильно вдохновлялся каким-нибудь "Гением дзюдо" (1956) и пытался сделать что-то похожее, но со среднеазиатским колоритом и русским героем.
Мое любимое: "И запомни, Андрей: жизнь человека коротка, а знания - бесконечны". Была у меня знакомая переводчица, практикующая ушу с таким же жизненным кредо - не великое дело, что это был ее любимый фильм.
Что касается постановки драк, то тут по нынешним меркам все не так чтобы шоколадно. В СССР даже в восьмидесятые вообще не особо умели ставить поединки - тут уж извините. Опять же, педалируется спорная мысль о том, что маленький может дать отпор большому за счет хитрой техники или приемов, которые не знает противник… Так-то оно, может и так, ну а если ЗНАЕТ и владеет? Увы, тогда распространенный миф про большой и громко падающий шкаф развеется как утренний туман.
Разочаровала финальная драка. Ростоцкий, сам по себе миниатюрный, но крепкий и спортивный товарищ на протяжении всего фильма очень неплохо всех бросает, но в финале начинает огребать от басмача, очень странным образом побеждая того. Задумка была супер - чистый борец против чистого ударника, но реализация подкачала. Несмотря на это, фильм строго рекомендуется как добротный и хороший образец советской школы.
За сим - все. Если кто еще знает фильмы про самбо, - рекомендуйте.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info
Спасибо вам ваши труды. Энтузиазм бесценен. Об экшне мало ресурсов. И ваша популяризация необходима…
С новым годом Вас всех, причастных к этому каналу, что я читаю уже больше…
Сложно сказать где бы Марко Сарор плохо смотрелся.)
В роли Крэйвена хорошо бы смотрелся Марко Сарор. Высокого роста, атлетичный, хорошо двигается. 100%…