Муай Боран — традиционный стиль боевого искусства Таиланда, прародитель современного таиландского бокса муай-тай. В переводе с тайского Муай Боран (มวยโบราณ) означает «древний бокс». Если классический современный тайский бокс называют «наукой о восьми конечностях», то Муай Боран в народе имел название «науа ауют», что в переводе означает «девять орудий». «Наука о восьми конечностях» предполагает использование восьми сочленений человеческого тела: два кулака, два локтя, два колена и две стопы. «Девять орудий» включают в себя, кроме вышеупомянутых конечностей, также технику нанесения ударов и других воздействий с помощью головы.
Такие отличия обусловлены, прежде всего, историческим контекстом возникновения и развития этих стилей. Муай Боран изначально был разработан как прикладная система рукопашного боя, которая активно использовалась в борьбе против бирманских оккупантов. Таким образом, Муай Боран — это армейская система рукопашного боя, в отличие от современного муай-тай, который является следствием урезанных правил проведения поединков по традиционному тайскому боксу.
Техника Муай Боран
Технический арсенал стиля разнообразен и достаточно высокоорганизован. В Муай Боран есть несколько разделов техники: ударная, бросковая, техника болевых приёмов и удержаний. Большое внимание уделяется тщательной проработке всех традиционных методов подготовки. Парная работа осуществляется в лёгкой игровой манере, как и другая прикладная работа, в том числе и спарринги. Базовая боевая стойка в Муай Боран значительно ниже и шире, чем в Муай Тай. Связки простые и эффективные. Очень хорошо развиты методы работы на ближней дистанции. Активно используются удары коленями, локтями, заломы и приёмы выведения из равновесия. Большое внимание уделяется тренировке специальной гибкости.
Муай Боран, стиль Паак Клоонг
Мастером этого известного стиля был Аджарн Кимсейнг (Ajarn Kimsaing) из города Аютхая (Ayuthaya). Аджарн Кимсэйнг изучал Муай Аютхая (Muay Ayuthaya) у Кру Киао (Kruu Kiao). Затем он переехал в Бангкок, чтобы изучить международный бокс и Муай Паак Клоонг.
Стойка в Паак Клоонг очень низка и компактна, с центром тяжести расположенным между ногами. Оба колена согнуты, и все суставы направлены вперёд, будучи готовыми быть использованными как щит против любого наступательного движения. В Паак Клоонг кулаки один перед другим и выстроены в линию перекрывая центр. Воины Паак Клоонг, отлично владеют обеими сторонами и не отдают преимущество правосторонней или левосторонней стойке. Иногда передняя нога немного преподнята над землёй, выдвинута от себя, но при этом направлена вниз, в сторону противника. Работа ног в этом стиле очень интересна: когда боксёр делает шаг, вместе с его ногой руки поднимаются в верхнюю оборонительную позицию. При следующем шаге, руки опускаются в исходное положение.
Паак Клоонг специализируется на атаках и блокировании локтями и коленями. Каждая рука и нога согнуты даже во время атакующих движений. Конечности никогда не расгибаются полностью. Что интересно в отличие от остальных стилей там часто работают с концепцией шара. Таким образом, Муай Боран Паак Клоонг не ограничивает себя только одномерной борьбой (удары из стойки). Если борьба перейдёт на землю, то и в таком случае воин может сражаться эффективно. В реальной схватке зачастую сражаться приходиться с несколькими противниками одновременно. Тут и нужна концепция круга.
Еще одной интересной особенностью являются изучение принципа 4-4 . Это четыре движения локтя, которые могут быть как защитными, так и атакующими и четыре движения колена которые исполняют ту же функцию. Впоследствии движения локтем разворачиваются в удары и защиты кулаком и открытой рукой, а движения коленями в удары и защиты ногами. (существует четыре движения локтем : снаружи - внутрь, изнутри -наружу, снизу-вверх, сверху-вниз, то же самое коленями. Эти базовые восемь движений разворачиваются в восемь движений руками-ногами. Например, там нет строго прямого удара рукой как в боксе есть движение снизу -вверх или сверху-вниз также и с прямым ударом ногой и т.д.)
Работа ног быстрая и короткая. В некоторые моменты масса тела перемещена полностью на одну ногу. Боец Паак Клоонг используют скользящие движения, и позволяет переходить в любой момент к атаке. Нападения в Паак Клоонг очень скоростные и легкие атаки приходят со всех возможных углов. Поскольку стиль Паак Клоонг старый традиционный стиль, то в него заложено много Буддистских концепций. Боксеры Паак Клоонг широко практиковали медитацию и изучают Буддизм в его индийской трактовке, которая весьма отлична от китайской.
Видеоролики
Автор: Fearless
Добрый времени суток, где могу посмотреть эту фильм?
Полуночный экспресс. Исправил, спасибо.
А разве Винни Джонс снимался в "Поезд в Пусан"? Я его проглядел?
С этим все сложно пока...