ВСТУПЛЕНИЕ
Обзор написан специально под проект подведения итогов боевого кино на F.F.I. Судя по обратной связи, этот проект большинству нравится и, благодаря ему, много людей узнают обо всех вышедших фильмах, ожидаемых проектах и ответвлениях боевого жанра. Но в подведении итогов есть серьёзный пробел, который хотелось бы искоренить или свести к минимуму. Как вы знаете, итоги боевого кино подводятся в контексте голосования, где народ выбирает лучших представителей жанра и, согласитесь, это не совсем объективно, когда какой-то фильм получает больше голосов только потому, что его посмотрело больше людей, а не потому, что он действительно лучший по объективным критериям. Остальные номинанты незаслуженно остаются незамеченными для большинства, по причине слабой рекламы или более позднего выхода на экраны. Так что, тем, кто желает большей объективности в подведении итогов, предлагаю потихоньку знакомиться с претендентами, быть более активными, смотреть фильмы и голосовать. В данном случае, речь пойдёт о малазийском боевике "Джей 2. Возмездие".
Как вы знаете, в этом году вышли три аналога "Крепкому орешку", и два из них являются почти полными клонами друг друга. И боевику "Джей 2" не было уделено должного внимания так, как фильм был плохо разрекламирован по сравнению с индийским "Псих: Надежда в осаде" (Sanak) и "Падением замка", которые вообще в рекламе не нуждались. Если вы посмотрели "Псих" и он вам понравился, то "Джей 2. Возмездие" тоже обязателен к просмотру, так как он является максимально схожим аналогом. Но при всех похожих аспектах, различия всё же есть. Именно в контексте сравнения этих двух боевиков и будет этот небольшой обзор.
ОБЗОР
Для начала, - немного критики. В целом, "Джей 2" и "Санак" - это прямолинейные и одинаковые по манере повествования и структуре фильмы. 15-20 минутное лёгкое знакомство с героями и вхождение в "сюжет" - все эти улыбочки, шуточки, поцелуйчики, обнимашки в индийском стиле со cтандартной актёрской игрой прилагаются. Далее - террористы проникают в здание и герой начинает сопротивление. В итоге, герой побеждает, все празднуют победу, шутят, произносят банальные фразы. На этом полномочия сценаристов всё. Никаких неожиданностей, всё по жёстким стандартам: ни шагу вправо/влево, никакой морали, осмысленности, попыток привнести хоть что-то новое, хотя бы в манеру повествования, в развязку. Такое ощущение, будто оба фильма снимали одни и те же люди, и я уже начинаю путаться, про какой из них пишу.
Главные антагонисты в обоих фильмах тоже как клоны: злодейские злодеи, жаждущие все деньги мира и убивающие всех, кто попадётся на пути за малейшую провинность, или же убивающие просто так, ибо, злодеи - работа такая. При чём, это не выглядит пугающе, как например в "Рэмбо 4", это выглядит банально и неуместно, особенно их наигранное поведение в эти моменты. Убийства не вызывают вообще никаких эмоций, отсутствует и логика, а их речи - банальны. Некоторые диалоги звучат примерно так:
- Найдите этого ублюдка!
- Когда мы его найдём, я лично его прикончу.
- Да… Ты и только ты, его убьёшь!
К слову, местные глупые или банальные диалоги, а также сюжетная клешированность свойственны для индийского, малазийского, вьетнамского и тайского кино. До корейцев или японцев им далеко, как до Луны. Так что к "Джею 2" в этом плане можно особо не придираться. Ну что можно ожидать от малазийского боевика-клона?
Оба фильма не смотрятся на одном дыхании, есть заметные провисания. От предсказуемости периодически становится скучно, хотя, казалось бы, динамика не спадает. Если бы эти фильмы вышли лет 20 назад, безусловно, они не казались бы таким посредственными, но таких фильмов со схожим сюжетом снимают по два-три в год! Любителям боевого кино со стажем крайне затруднительно смотреть на это клешированное безобразие непредвзято. Ещё и с таким растянутым хронометражем, при таком-то тривиальном сюжете, предсказуемом развитии событий и исполнении. Банальный пример клише: главзлодей приказывает подручному кого-то убить, и эта сцена максимально и искусственно затягивается, все эти лишние слова, взведение курка в слоу-мо, долгое ожидание того, чтобы главный герой поскорее пришёл в себя и вмешался. Или когда герои без особой причины начинают драться, чтобы зритель не заскучал.
В старых гонконгских боевиках была особенность - злодеи и их телохранители всегда были харизматичными, как по форме так и по содержанию. С ними у главных героев обязательно был интересный поединок. В "Санаке" и "Джее" это напрочь отсутствует. Противники в в этих боевиках физически подготовлены хорошо, но являются полными ноунеймами, не имеющими никакой харизмы, а некоторые из них напоминают моделей из рекламы одеколонов, а не террористов. Они просто без слов нападают на героя и огребают, не дождавшись кульминации фильма. Но это вопросы к сценаристами и ни к кому другому.
Что ещё общего между малазийским и болливудским фильмами - это эмоционально слитые концовки. В лучшие годы гонконгского кинематографа кульминации любого боевика выделялось особое внимание, после которой оставался правильный осадок насыщения. Экшн-сцены были продолжительными, а бои с главной оппозицией - конкурентными. В случае с клонами "крепких орешков" - этого нет. К концу фильма есть уже некая усталость от постоянного экшена, а в лучших представителях жанра, наоборот, всё самое интересное по нарастающей оставляют на концовку. Но это очередной привет сценаристам. Экшн должен быть дозированным и уравновешенным с другими аспектами, только тогда будет баланс.
Но есть ли что-то хорошее в "Джей 2"? Да, так же как и в "Психе" есть более-менее приятные главные и второстепенные актёры и их персонажи, на которых держится весь фильм. В малазийском боевике команду главному герою составляет симпатичная администратор отеля и телохранитель тхэквондист, который подарит несколько крутых сцен. Девочка - дочка босса главного героя тоже не раздражает, играет нормально. Но конечно, одних персонажей мало, между ними должны быть какие-то взаимоотношения, но тут всё предельно просто и недостаточно проработано. Главное же достоинство "Возмездия" - это экшен.
ЭКШЕН
"Джей 2" содержит так же много сцен действия, как и "Псих". Отличаются они тем, что боевые сцены у малазийцев чуть более близки к реализму, особенно в сценах с главным героем (Зул Арифин). Он дерётся, как спецназовец и применяет бокс, захваты, дзюдоистские подсечки, клинч и броски. Никаких визуальных понтов, но при этом смотрится все очень хорошо и реалистично. А на пару с корейским тхэквондистом (Чэнь Имин) они составляют хорошую команду и их разные техники ведения боя создают интересный контраст. Для сравнения - в "Санаке" боевая хореография более художественная, не имеющая ничего общего с реальностью, полностью копирующая стиль Джеки Чана. В них присутствует много изобретательной трюковой работы и взаимодействия с окружающим интерьером и разными предметами, а так же, одновременно нападающими бандитами. К слову, в индийском боевике поединки ставил член ассоциации каскадеров Джеки Чана - Энди Лонг Нгуен со своей немецкой командой. Что касается малазийского фильма, сцены стрельбы здесь выглядят получше, используется больше реальной пиротехники в отличие от "Психа", в котором почти весь ущерб от стрельбы нарисован на компьютере или же его вообще нет. Качество постановки у сиквела "Джей" на протяжении фильма нестабильно: некоторые фрагменты выглядят очень хорошо, а некоторые - очень плохо из-за тряски камеры и частых монтажных склеек. Но в целом, подавляющее большинство сцен выглядит хорошо и легко читается. Ради них данный боевик смотреть точно стоит! Экшен не лучше и не хуже в обоих фильмах - он просто разный.
РЕЗЮМЕ
Есть два типа боевиков: первый - это когда история пишется под экшен, второй - когда экшен прописывается под историю, то есть, когда на первом плане идёт интересный сюжет, а сцены действия строго вписаны в подходящие моменты. Как например в южнокорейских фильмах "Человек из ниоткуда" и "Горечь и сладость". Упоминаемые же выше боевики относятся именно к первому типу, где каскадёрам и боевым хореографам предоставляется основная работа, а сюжет создан, как оправдание их деятельности. Для чего и берётся простейший сюжет про захват вооружёнными преступниками госпиталя, или в случае "Джея 2" отеля, где очередной телохранитель с крепкими орешками в штанах должен спасти своего босса и его маленькую дочку. Малазийский боевик - это кино "про драки", как говорили в детстве. А индийский "Псих" - это про Видьюта Джамвала и только лишь на нём и его физических навыках держится кино.
Мне лично "Джей 2: Возмездие" по большому счёту понравился. Любителям хорошего экшена строго рекомендуется, а вот любителям хорошего кино рекомендуется отключить голову на полтора часа, ибо им будет скучно. Но это мнение того, кто смотрел почти все боевики, вышедшие за последние лет 40, которого трудно удивить такими простейшими сюжетными конструкциями. Но большинству зрителей, скорее всего, понравится намного больше. Смотрите и не забывайте голосовать!
Метки: J 2: Retribusi, Sanak: Hope Under Siege, Видьют Джамвал, Зул Арифин, Чэнь Имин
С этим все сложно пока...
Спасибо за новость. Небольшая просьба, если несложно, можно давать ссылку на ролик не только…
ОДНАКО, если говорить о рукопашных схватках…то "Ударное Спасение" - лучшее, что делал Тони Джа…
Несдержался, посмотрел и я. Понятное дело без перевода, но это не главное .) Сразу…